Исследования социально-психологического типа личности подростка. Этапы, методы и методики исследования

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Исследования социально-психологического типа личности подростка. Этапы, методы и методики исследования

На первом этапе — изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература, методическая литература для исследования проблемы, определялись методологические основы и понятийный аппарат по проблеме исследования, проводилась психологическая диагностика социального типа личности подростка, определялась динамика развития, выявлялись любые проявления дискомфорта у детей. Определялись: проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза. На основе анализа экспериментального исследования осуществлялась разработка модели процесса формирующего тип личности подростка и уточнялась программа следующего этапа исследования. Ведущими методами исследования на данном этапе являлись: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование с применением методики Реймонда Кеттелла, 16-и факторный опросник, методика для преподавателей «Коммуникативные организаторские способности» и «Тест по определению социально-психологического типа личности».

На втором этапе теоретико-экспериментальном - создавались психолого-педагогические условия для формирования социально-психологического типа личности подростков в процессе обучения и общения, с учителями и сверстниками. Разрабатывалась структура и содержание коррекционных занятий. Проводился формирующий этап эксперимента с целью реализации модели, процесса формирования типа личности подростков. На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, эксперимент по формированию социального типа личности подростков, с помощью ролевых игр, психологических игр, дискуссионных игр и методов психологической поддержки.

Третий этап — обобщающий - посвящен оценке эффективности коррекционной работы по формированию социального типа личности у детей подросткового возраста.

Данное исследование проводилось в экспериментальной группе из 19 человек. Исследование проводилось в групповом режиме, в привычной обстановке.

В процессе исследования были использованы методы наблюдения и тестирования.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление типологии личности подростка.

2 этап- изучение коммуникативных качеств личности подростков.

3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

Описание методик:

«Тест диагностики коммуникативных и организаторских способностей»

Профконсультационная работа с подростакми позволяет выявить такие качества как коммуникативные способности или организаторские.

Инструкция.

В бланке ответов напротив номера вопроса поставить «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

«Тест по определению социально-психологического типа личности подростка» «В.М. Минияров»

Данный тест предназначен для выяснения социально-психологического типа личности. Этот тест позволяет проводить его на подростках.

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личност­ных качеств необходимо выбрать одно.

1. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств, следует отметить отрицательное.

1. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

1. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.


Определение уровня конфликтоустойчивости
Данная методика позволяет выявить основные стратегии поведения в потенциальной зоне конфликта - межличностных спорах и косвенно определить уровень конфликтоустойчивости личности. Оценивается каждое из десяти полярных суждений, указанных в бланке, которые в большей мере свойственны поведению испытуемого. Для этого сначала нужно определи ...

«Картина мира»
Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка ...

Сравнительный анализ пускового механизма клептомании и других зависимостей:
Можно назвать ряд расстройств лечения близких по психопатологической модели к клептомании: - стремление к бродяжничеству (дромомания, пориомания, вагобандаж); - пиромания (когда человек получает удовольствие от вида огня и совершает поджоги); - булимия (страсть к обжорству), анорексия (отказ от еды - обратный вариант); - сексуальные ...