Исследования социально-психологического типа личности подростка. Этапы, методы и методики исследования

Психология » Психолого-педагогические условия формирования социально–психологического типа личности подростка » Исследования социально-психологического типа личности подростка. Этапы, методы и методики исследования

На первом этапе — изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература, методическая литература для исследования проблемы, определялись методологические основы и понятийный аппарат по проблеме исследования, проводилась психологическая диагностика социального типа личности подростка, определялась динамика развития, выявлялись любые проявления дискомфорта у детей. Определялись: проблема, объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвигалась рабочая гипотеза. На основе анализа экспериментального исследования осуществлялась разработка модели процесса формирующего тип личности подростка и уточнялась программа следующего этапа исследования. Ведущими методами исследования на данном этапе являлись: теоретический анализ литературы, эксперимент, тестирование с применением методики Реймонда Кеттелла, 16-и факторный опросник, методика для преподавателей «Коммуникативные организаторские способности» и «Тест по определению социально-психологического типа личности».

На втором этапе теоретико-экспериментальном - создавались психолого-педагогические условия для формирования социально-психологического типа личности подростков в процессе обучения и общения, с учителями и сверстниками. Разрабатывалась структура и содержание коррекционных занятий. Проводился формирующий этап эксперимента с целью реализации модели, процесса формирования типа личности подростков. На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, эксперимент по формированию социального типа личности подростков, с помощью ролевых игр, психологических игр, дискуссионных игр и методов психологической поддержки.

Третий этап — обобщающий - посвящен оценке эффективности коррекционной работы по формированию социального типа личности у детей подросткового возраста.

Данное исследование проводилось в экспериментальной группе из 19 человек. Исследование проводилось в групповом режиме, в привычной обстановке.

В процессе исследования были использованы методы наблюдения и тестирования.

Исходя из гипотезы, исследование было спланировано следующим образом:

1 этап- исследование межличностных взаимоотношений и установление типологии личности подростка.

2 этап- изучение коммуникативных качеств личности подростков.

3 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.

Описание методик:

«Тест диагностики коммуникативных и организаторских способностей»

Профконсультационная работа с подростакми позволяет выявить такие качества как коммуникативные способности или организаторские.

Инструкция.

В бланке ответов напротив номера вопроса поставить «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны с утверждением.

«Тест по определению социально-психологического типа личности подростка» «В.М. Минияров»

Данный тест предназначен для выяснения социально-психологического типа личности. Этот тест позволяет проводить его на подростках.

Условия заполнения теста

1. Из противоположных по значению личност­ных качеств необходимо выбрать одно.

1. Если не удается соблюсти первое условие, то в случае 50% проявления обоих качеств, следует отметить отрицательное.

1. Если положительное качество проявляется в большей степени, но присутствует и отрицательное, то можно отметить оба качества.

1. Если личностные качества не наблюдаются, то можно не отмечать.


Метод оценки уровня развития речи у младших школьников
Речь у детей младшего школьного возраста обычно развивается параллельно с совершенствованием мыш­ления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводит­ся психодиагностика развития мышления, она частично затра­гивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в полу­чаемых показателях не может не отразиться уровень развит ...

Свойства, функции и виды стереотипов
Как таковые свойства стереотипов изучены недостаточно в работах и западных и отечественных исследователей. Однако, на наш взгляд, все же можно выделить ряд свойств, наиболее часто упоминаемых в психологической литературе. Основные свойства стереотипа: 1) Не развитый когнитивный компонент; 2) Поляризованность оценки (завышение оценки ...

Определение уровня зрительных ощущений у детей средней группы ДОУ
Для определения уровня зрительных ощущений нами была проведена диагностическая работа. Были отобраны 10 детей старшей группы. Диагностическая работа проводилась в индивидуальной форме. Для определения уровня зрительных ощущений были проведены следующие эксперименты: 1. Ребенку по очереди показывали кружки (красный, зеленый, синий, го ...