Обратная связь должна нести не только соответствие моделируемого педагогом о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять учащимся самоконтроль в ходе учебного процесса, следить за этими действиями обучаемого.
Пооперационный контроль важен и потому, что дает возможность точно фиксировать допущенные ошибки и успешно продолжать дальнейшее выполнение действия. Контроль лишь правильности конечного ответа может привести к непоправимым последствиям, т.е. закреплению в сознании учащихся искаженных знаний, умений и навыков.
Пооперационный контроль позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов.
Обратная связь должна нести следующую информацию:
а) выполняет ли обучаемый действие, которое намечено;
б) правильно ли его выполняет;
в) соответствует ли форма действия данному этапу усвоения;
г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированнос-ти, быстроты выполнения и др.) и т.д.
Итоговый контроль используется для оценки результатов обучения. В.П. Беспалько выделяет четыре уровня усвоенности знания:
1) уровень узнавания,
2) уровень воспроизведения,
3) уровень применения знаний в привычных условиях и
4) уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний).
Важное значение для формирования положительной мотивации у учащихся занимает оценка и отметка, выставляемые педагогом, особенно, если эта отметка не совпадает с ожиданиями учащегося. Разные исследователи по-разному трактуют оценку и отметку. Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует конечной цели. Оценка "сообщает" школьнику, решена или не решена им данная учебная задача.2 Психологу следует привлечь внимание учителей к проблеме оценки, имеющей существеннейшее значение для развития личности школьника. Оценка нетождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка - это процесс оценивания, осуществляемый человеком для выявления на сколько учащийся продвинулся с первоначального уровня владения знаниями, навыками и умениями. Отметка является результатом процесса обучения, его условно-формальным отражением в баллах и характеризуется сличением имеющихся знаний, умений с образцом.
Таким образом, в оценочном суждении учитель сначала разъясняет положительные стороны ответа (работы) ученика, отмечает наличие или отсутствие знаний, дает рекомендации и только затем, как вывод из сказанного, называет отметку. В развернутой оценке отмечаются не только продемонстрированные школьником знания, но также его усилия и старания, рациональность приемов работы, мотивы учения и т.д. Указание на положительные стороны работы ребенка является обязательным компонентом такой оценки. Ведь всегда можно найти, за что похвалить ученика.
К сожалению, в практике обучения учитель чаще всего ограничивает процесс оценивания "объявлением" отметки, если же какое-либо суждение иногда и высказывается, то лишь как необязательное добавление к ней. Такой подход к оцениванию, безусловно, неэффективен. Он сводит работу учителя "к приложению известных немногих шаблонов и в значительной степени освобождает учителя от тонкой и довольно сложной умственной работы - от вникания в индивидуальные особенности детей".
Более того, значительное число ответов детей оказывается вообще никак не оцененным. "Ну, ладно, садись. Отвечать пойдет следующий" - и ученик остается без определенной оценки. Нередко интонации, жесты педагога, выражение его лица, отношение к ответам других учеников позволяют строить некоторые предположения о том, доволен он или нет. Но случается, что ученик лишен даже этой косвенной информации.
Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста
сказок. Сказка как
средство развития восприятия детьми дошкольного возраста
В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Н ...
Жан Пиаже
Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности Фрейда. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходя ...
Исследование соответствия конфликтной динамики младших школьников и форм
регулирования конфликтов на уроке
Вопрос об адекватности конфликтных форм или адекватности способов регулирования детских конфликтов, реализуемых учителем на уроке, является центральным и затрагивает проблему конфликтной компетентности учителя. Последовательность образовательных «встреч» ребенка и учителя или конфликтная динамика детей младшего школьного возраста на уро ...