Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения». [10]
Развитие предпринимательской культуры или «кодекса предпринимательского поведения», его смена, появление и исчезновение, выдвижение на главенство и оттеснение на второй план различных норм и правил происходит по принципу естественного отбора. Выживают культурные традиции, наилучшим образом обеспечивающие жизненные цели общества, а не прошедшие эволюционные фильтры — отсеиваются.
В России «кодекс предпринимательского поведения» менялся несколько раз. Частая смена предпринимательской субкультуры происходила, видимо, из-за несоответствия ее цели основным целям русской национальной культуры. Получение «барыша» большего, чем у основной массы населения, живущего по законам общины, не поощрялось русским самосознанием, склонным к уравнительному (общинному) распределению доходов.
Уравнительность в доходах рассматривалась как элемент особой программы поведения членов общины. Это отразилось в их обрядах, обычаях, этикете, трудовых навыках, играх, моде, отдыхе, праздниках, способах воспитания, ухаживания, оскорблениях, наказании и т. п.
Предпринимательское поведение всегда обусловлено предпринимательской культурой. Рассмотрим факторы, определяющие отечественную предпринимательскую культуру как основной регулятор поведения российского предпринимателя. На наш взгляд, их три: социально-экономические, духовные и собственно культурные.
Чтобы создавать ситуации, развивающие предпринимательские способности, нужно осознать не только то, что они представляют из себя континуум, в котором люди представлены в виде субъектов с ярко выраженными способностями и без таковых. Необходимо также разбить область применения данного вида деятельности по сложности предпринимательства от крупных фирм, занимающихся «высокой технологией», до мелких предприятий, у которых новаторская функция проявляется лишь на стадии зарождения и эпизодически в процессе работы. Тем, кто обладает яркими предпринимательскими способностями, надо создавать социальные и экономические условия. Ведь талантливые предприниматели, как и творческая интеллигенция, «представляют один из редких ресурсов нации». Дж. Деллан и Е. Лидсей подчеркивают важность государственных мероприятий, стимулирующих инновационные предпринимательские процессы, так как указывают на прямую связь между ними и развитием предпринимательства.
Теоретическая часть
В отечественной психологи сложилась традиция обозначать те виды тренинга, объектом воздействия в которых являются качества, свойства, умения, способности и установки, проявляющиеся в общении, социально-психологическим тренингом. Это понятие ввел в обиход М. Форверг.
Под социально-психологическим тренингом в самом широком смысле понимае ...
Эмпирическое исследование содержания и динамики конфликтов учения-обучения
в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст и
условия учения в школе
Для разрешения задач развития или достижения «назначений возраста» необходимым условием является организация «встреч» потребностей возраста с тем содержанием, которое предлагает школьная ситуация и которое обеспечивает удовлетворение этих потребностей и развитие соответствующих новообразований.
Сама «встреча» обусловлена с одной сторон ...
Реакция увлечения.
Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляют весьма характерную особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, так как благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
Они делятся на следующие виды:
. Интеллектуально - эстетические увлечения (музыка, рисова ...