Психологическая природа тревоги
Страница 1

Тревога - отрицательно окрашенная эмоция, выражающее ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.

Обсуждая понятие тревоги, нельзя обойтись без ссылки на З. Фрейда. Именно он впервые выделил состояние тревоги, беспокойства и охарактеризовал это состоянием ожидания неопределенности, сопровождающееся чувством беспомощности. На данный момент изучению состояния тревоги посвящено огромное количество работ.

Термин "тревога" используется в многозначном понимании, из за того, что психологи данный термин используют в разных значениях. Тревога понимается и как временное психическое состояние, которое возникает под влиянием различных стрессовых факторов, как реакция на угрозу и т.д. Определения понятию "тревога" давали В.М. Астапов, Р. Лазарус, А.М. Прихожан и другие. В психологической литературе тревога чаще понимается как эмоциональное состояние, и в работах многих авторов сближается с эмоцией страха.

Но все-таки больше тревогу предпочитают рассматривать как особое состояние, рядом стоящее с аффектами и чувствами.

Необходимо отметить, что в настоящее время публикаций на тему изучения тревoги, увеличиваются с большой скоростью, но практически все они относятся к зарубежной науке.

Такие авторы как Ханин Ю. Л, Кэттел, Ч. Спилбергер различают тревожность как эмоциональное состояние и как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности интенсивно переживать состояние тревоги. В русском языке это обычно обознается терминами "тревога" и "тревожность".

Важную роль играют исследования по изучению функции тревожности и тревоги.

Эмпирическое исследование влияния тревоги на эффективность деятельности дает достаточно согласованные результаты. Результаты данных исследований показали, что тревога способствует достижения успеха в деятельности в простых для человека ситуациях и препятствует достижению успеха в сложных жизненных ситуациях.

Довольно неясно обстоят дела с изучением влияния тревоги на развитие личности.

На современном этапе влияние тревоги на личностное развитие обуславливается наличием данных клинических исследований. Таким образом, была установлена связь в эмпирических исследованиях, например между тревогой и уровнем притязаний, тревожностью и типами акцентуаций.

Но существует и обратная интерпретация полученных взаимосвязей, когда тревога рассматривается как производная от этих образований.

Значительные проблемы связаны с соотношением понятий тревоги и страха. Разграничение тревоги страха связано с именем С. Кьеркегора, который развел конкретный страх и безотчетный страх (тревога). На данный момент более распространена точка зрения, рассматривающая страх как реакцию на реальную опасность, а тревогу как переживание неопределенной, воображаемой самим человеком угрозы.

Согласно другой позиции, страх испытывается когда что-то угрожает существованию человека как живого существа, а тревога при социальной, личностной угрозе, в данном случае опасность понимается как угроза ценностям, потребностям человека. В некоторых работах страх рассматривается как базовая эмоция, а тревога как формирующаяся на ее основе, в комбинации с другими фундаментальными эмоциями [21,31].

Следовательно, согласно теории дифференциальных эмоций, тревога является устойчивым комплексом, который образуется в результате сочетания страха с другими базовыми эмоциями. Эта позиция носит локальный характер и за пределами данной указанной теории находит сравнительно мало последователей. И. Сарасон приводит различие между тревогой и страхом, исходя из направленности внимания: при страхе внимание человека направлено вовне, при тревоге оно фиксируется на внутреннем состоянии человека. Нередко, тревога и страх используются как взаимозаменяемые понятия.

В понимании тревожности как свойства темперамента ("психодинамическая" тревожность, по терминологии В.С. Мерлина) в качестве наиболее важных факторов признаются природные предпосылки - свойства нервной и эндокринной систем Понимание тревожности как устойчивой личностной характеристики обращает наше внимание на роль личностных и социальных факторов в ее возникновении и закреплении.

Г.С. Салливен рассматривал тревогу как фрустрацию межличностных отношений. Проводя различия между тревогой и страхом, автор отмечал, что при достаточной силе того и другого они переживаются одинаково, но в жизни человека это альтернативные процессы. То есть, единственный источник тревожности - это другой человек, а страх связан с возможностью неудовлетворения общих потребностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Сравнительная характеристика результатов диагностики проявления эмпатии у педагогов коррекционной и общеобразовательной школы
Проведем статистическую обработку для уточнения гипотезы: проверим, существуют ли различия в эмпатийности педагогов общеобразовательных и коррекционных школ при помощи критерия U – углового преобразования Фишера (см. Приложение 1.). При обработке данных, полученных при помощи методики «Эмоциональное выгорание», с помощью критерия U – у ...

Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и Р.Шифрина, различают три подтипа памяти и связанных с ней процессов: 1) сенсорную помять, первичное ...

Насколько вы социально чувствительны?
У каждого из нас есть какой-то знакомый, который отличается чрезвычайной чувствительностью, — раздражительный человек, который очень переживает из-за того, как окружающие отреагируют на его/ее поступки. Крайне чувствительные люди на самом деле очень беспокоятся из-за того, что о них скажут или подумают другие. Поэтому, находясь в компан ...