Психологическая природа тревоги
Страница 3

Сходной позиции придерживается Л.С. Выготский. Хотя в своих работах слово "тревога" он не употребляет, однако Л.С. Выготский рассматривает тревогу как свойство характера. Л.С. Выготский отмечает, что ни одно инстинктивное поведение животного не может быть нами правильно понято, если мы не знаем его финальной цели. Так же и у человека, финальный характер психологических актов, их направленность на будущее выступают уже в самых элементарных формах поведения.

У И.П. Павлова этот фундаментальный акт закрепился в термине "рефлекс цели". В процессе работы он пришел к заключению, что должен быть установлен особый безусловный рефлекс - рефлекс цели. При этом цель является первопричиной всякого развития. Л.С. Выготский отмечает, что два основных психологических положения - объяснение психической установки из будущего и принцип компенсации в развитии психики - оказываются внутренне связанными, одно является динамическим продолжением другого.

Существование препятствий, которое определяется чувством неполноценности (тревогой), создает "цель" для психических актов, т.е. вводит в развитие психики перспективу будущего. Наличие этой "цели" создает стимул для стремлений к компенсации. При этом компенсация есть борьба, и как всякая борьба, она имеет два полярных исхода - победу и поражение. Исход борьбы зависит от размеров дефекта (угрозы) и от богатства компенсаторного фонда, т.е. резервных сил организма.

Продолжая рассуждения относительно данной позиции, хотелось бы напомнить воспоминания В. Франкла о пребывании в концлагере. Он отмечал, что в этой ситуации сохраняли человеческий облик и могли управлять своим состоянием, своей тревогой люди, сильные духом [54].

Установка на будущее помогала им в ситуации невозможности совершать целенаправленную активность. Компенсаторные механизмы, структурирующие сильный дух, позволяли регулировать тревогу высокой интенсивности. Ф.Б. Березин рассматривает тревогу как один из компонентов стресса. Он считает, что тревогу стоит расценивать как единое явление и акцентировать внимание на неадаптивном усилении тревоги при патологии, а не на различении невротической и реальной тревоги. Ф.Б. Березин считает, что тревога выступает как ощущение неопределенной угрозы, характер и время возникновения которой не поддаются предсказанию, как чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, как неопределенное беспокойство.

Тревoга представляет собой результат возникновения или ожидания фрустрации и наиболее интимный механизм психического стресса. Он также отмечает, что тревога представляет собой не столько форму психической адаптации, скoлько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении и активирующий адаптивные механизмы. Именно поэтому тревога может играть охранительную и мотивационную роль.

Тревога изменяет характер поведенческой активности и включает механизмы интрапсихической адаптации. При этом снижение активности тревоги указывает на адекватность реализуемых форм поведения. Тревога может не только стимулировать активность, побуждать к более интенсивным и целенаправленным усилиям, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

При этом она определяется в конечном итоге особенностями трансакций в системе человек - среда. Тревога лежит в основе любых (адаптивных и неадаптивных) изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом. Продолжая тему управления уровнем возбуждения, необходимо отметить концепцию спортивного психолога [5].

Ю.Л. Ханина, который выдвинул гипотезу и экспериментально обосновал о том, что каждому индивиду присуща "зона оптимального функционирования" [56].

Согласно этой теории один спортсмен будет достигать своих наилучших результатов при наивысшем возбуждении, другой - при полном расслаблении, третий - при умеренном уровне возбудимости.

Другими словами, уровень ситуативной тревожности различен для разных спортсменов, не существует оптимального уровня возбуждения при выполнении определенного задания. Чтобы спортсмен показал наилучшие результаты в своей деятельности, считает автор, необходимо учитывать оптимальный уровень "полезной тревоги" для него. Необходимо отметить, что существует пять теоретических подходов к управлению уровнем возбуждения у спортсменов. Наиболее ранняя теория базируется на исследованиях, предсказывающих улучшение результативности деятельности с ростом возбуждения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Особенности лечебного воспитания
Лечебное воспитание – это лечения при помощи воспитания и обучения. Начиная с 70-х годов специалисты все больше склоняются к тому, что главное лечение аутичного ребенка – это лечение обучением. Нам хотелось бы, однако, уточнить эту формулировку. Дело в том, что такого ребенка недостаточно просто учить: мы знаем, что даже успешное накоп ...

Методика проведения обучающего эксперимента
Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это – сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойч ...

Игра как психологический метод развития личности
Люди играют в психологические игры. Для того чтобы играть, игроки должны знать правила игры. При этом, если вступающий в игру собирается играть в бридж, в то время как остальные собираются играть в покер, ему вряд ли удастся хорошо сыграть с ними. Все игры имеют начало, данный ряд правил и вносимую плату. Психологические игры, кроме это ...