Психологическая природа тревоги
Страница 4

Существует пороговая теория, а также теория релаксации. Однако имеются убедительные доказательства в пользу того, что данные, подтверждающие эти теории, отсутствуют. Теория оптимального возбуждения, базирующаяся на работе Ю.Л. Ханина, рассматривает "полезную тревогу". Каждому индивиду присуща "зона оптимального функционирования" (ЗОФ), при этом эффективность деятельности оказывается наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах ЗОФ [56].

Другой специалист по тревоге, В.М. Астапов работал над разработкой единой концептуальной схемы проявления тревоги на основе ее функционального назначения. Автор считает, что тревога предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает неприятную ситуацию и сигнализирует об этом индивиду. Сигнализируя о неопределенности опасности, тревога побуждает к активному поиску ее источников. Действия тревоги могут распространяться далеко за рамки реальной ситуации, перенося субъекта, как в будущее, так и в прошлое.

Субъект по собственной инициативе выходит за рамки предложенного ему задания, сам организует процесс постановки новых целей и способов их достижения. Совершая поисковую активность навстречу угрожающему объекту, субъект уменьшает тревогу. В.М. Астапов на основании функционального подхода рассматривает тревогу как сложный процесс, включающий когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности [5].

Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасной. Тревога ориентирована на поиск этой опасности и оценку средств по ее преодолению. При этом способность выйти за пределы возможностей конкретной угрожающей ситуации является основой в успешном преодолении экстремальной ситуации.

3. Фрейд считал тревогу фундаментальной проблемой. Его отношение к этому вопросу находилось в процессе постоянного развития. В первой концепции тревоги 3. Фрейд отмечал, что человек воспринимает свои либидозные импульсы как нечто опасное и вытесняет их из сознания, в результате они автоматически превращаются в тревогу и выражаются в форме "свободно плавающей" тревоги или в виде симптомов, которые можно считать эквивалентами тревоги. Источником тревоги является страх потери матери или страх отделения от матери, следовательно, это страх потери ценностей.

В процессе дальнейшей своей работы теория либидо отходит на второй план. Во второй теории "Я" осуществляет функцию вытеснения с помощью "десексуализированного" либидо, а опасность (реакцией на которую является тревога) заключается в нарушении, которое вызвано усилием стимулов, требующих какого-то определенного ответа.

Важно также отметить, что если раньше он думал, что вытеснение порождает тревогу, то впоследствии стал говорить, что тревога порождает вытеснение. Это представление предполагает, что тревога и ее симптомы возникают из стремления человека избежать опасных ситуаций в мире взаимоотношений. Эта тенденция рассматривать тревогу как отражение попытки человека справиться с окружающей средой выразилась в том, что З. Фрейд чаще использует выражение "опасная ситуация", а не просто "опасность С помощью тревоги, "Я" воспринимает и интерпретирует опасную ситуацию.

Наряду с невротической тревогой, 3. Фрейд выделяет реальную тревогу. Реальная тревога представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, т.е. ожидаемого предполагаемого повреждения. Появление реальной тревоги зависит от состояния нашего знания и от ощущения собственной силы перед внешним миром. При этом целесообразность появления этого состояния 3. Фрейд объясняет тем, что тревожащая ситуация характеризуется готовностью к опасности. Это выражается в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении. Отсутствие готовности к опасности может привести к серьезным последствиям.

Далее 3. Фрейд отмечает, что чем больше развитие тревоги ограничивается только подготовкой, только сигналом, тем беспрепятственней совершается переход "готовности к тревоге" в действие, тем целесообразнее протекает весь процесс. Развитие же тревоги является нецелесообразным, по мнению автора [5].

Отто Ранк, рассматривал тревогу как составную часть развития и индивидуализации человека. Он был убежден, что вся человеческая жизнь -это непрерывная череда отделений. Тревога есть опасение, сопровождающее каждое отделение субъекта. При этом первичная тревога - тревога отделения от ситуации полного единства с матерью, когда человек попадает в абсолютно новые условия существования в окружающем мире.О. Ранк использует одно слово страх для обозначения, как тревоги, так и страха. При этом, описывая первичный страх, он говорит о недифференцированном ощущении опасности, то есть дает определение тревоге.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Готовность стать стратегическим лидером
Люди различаются не только тем, к чему они стремятся, но и тем насколько далеко во времени они склонны простирать свои планы. Одни - не считают нужным заглядывать даже в завтрашний день, другие - стремятся предвидеть так далеко, что само это предвидение лишается всякого смысла, поскольку ничего не дает для принятия сегодняшних решений. ...

Социальные ценности.
Важнейший компонент социального контекста социального познания - социальные ценности. Их влияние на процесс категоризации особенно значимо потому, что по сравнению с теми искажениями информации, которые связаны с недостатком ее или с индивидуальными психологическими особенностями познающего субъекта, «субъективность» оценок под воздейст ...

Социальные факторы. Семья
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие патологические явления, источником которых в большин ...