Психологическая природа тревоги
Страница 5

Он рассматривает две формы страха - страх жизни и страх смерти. Страх жизни есть тревога перед любой новой возможностью, которая предполагает автономное действие. Такая тревога появляется в тот момент, когда человек ощущает присутствие в себе творческих способностей. Она является развивающей. Страх смерти характеризует тревогу потери своей личности. Эта тревога возникает у человека тогда, когда он застывает в ситуации зависимых симбиотических отношений. При этом каждый человек ощущает в себе две эти противоположные формы тревоги. Невротик не способен найти равновесие между этими двумя формами тревоги. Здоровый, творческий человек способен преодолевать тревогу в должной мере, чтобы раскрыть свои возможности, чтобы справляться с кризисами отделения, которые неизбежно сопутствуют росту и развитию [5].

У Альфреда Адлера проблема тревоги входит в его центральную и универсальную концепцию чувства неполноценности. Он утверждает, что человек является единым и самосогласующимся организмом. Ни одно явление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Структуру согласующейся и единой личности А. Адлер определял как стиль жизни. Любое поведение личности отражает ее индивидуальное субъективное восприятие реальности. Люди живут в соответствии с их собственной "схемой апперцепции".

При этом все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Термин "чувство неполноценности" А. Адлер использует, как если бы другие психологи использовали термин "тревога". Он отличает факт неполноценности от "чувства неполноценности". Чувство неполноценности формируется в сравнении с другими людьми. Субъект начинает воспринимать свое "Я" как нечто неполноценное. Это чувство по поводу своего "Я", связанное с объективным положением вещей, порождает стремление компенсировать свою неполноценность и достичь безопасности с помощью своего превосходства. Он полагает, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компенсации. При этом на протяжении своего жизненного пути А. Адлер менял представление об устремлениях: на начальных этапах создания концепции конечной целью человеческой жизни являлось желание быть агрессивным, далее быть могущественным и на последнем этапе - быть недосягаемым.

Стремление к превосходству А. Адлер считал фундаментальным законом человеческой жизни. Оно является врожденным, однако, это чувство необходимо воспитывать и развивать, если есть желание реализовать свой человеческий потенциал. А. Адлер утверждает, что важнейшим фактором развития невротического характера является субъективная установка по отношению к своей неполноценности. Невротическое чувство неполноценности является движущей силой формирования невротического характера. Автор считает, что тревога невротика блокирует его активность и заставляет человека вернуться к предшествующему состоянию безопасности. Поэтому она мотивирует уклонение от принятия решений и от ответственности.

Ролло Мэй называет тревогу А. Адлера "псевдотревогой" [33]. Он также отмечает, что отличие псевдотревоги от подлинной тревоги является наиболее важной задачей познания.

Серьезный анализ тревоги рассматривается у Карен Хорни. Она пишет, что, как и страх, тревога является эмоциональной реакцией на опасность. Но в отличие от страха, тревoга характеризуется расплывчатостью и неопределенностью. Даже если имеется конкретная опасность, тревога связана с ужасом перед неизвестным. Во-вторых, отмечает К. Хорни, ссылаясь на Н.Д. Гольдштейна, тревoга вызывается такой опасностью, которая угрoжает ядру личности. Но так как ценности у всех различны, вследствие этого обнаруживаются различные вариации того, что переживается конкретным субъектом как смертельная угроза. И третьей характеристикой является, в отличие от страха, чувство беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена как внешними факторами, так и внутренними.

Для Карен Хорни представляет интерес невротическая тревога, поэтому анализ этой тревоги глубоко дифференцирован. Она отмечает, что существует диспозиция между действительной опасностью и интенсивностью тревоги. Источником опасности является величина инстинктивного напряжения или карающая сила "Сверх-Я" (3. Фрейд). Опасности подвергается "Я"; беспомощность порождается слабостью "Я", его зависимостью от "Оно" и "Сверх - Я". Источник угрозы у невротика очень часто является выражением его субъективного состояния и не указывает на реальную опасность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Рекомендации
Оптимизация адаптационного процесса профессиональной деятельности направлена на сокращение сроков адаптации и достижение соответствующего уровня адаптированности, при котором возможна реализация заданной эффективности и надежности работы. 1. Наладить сотрудничество с учебными заведениями города. Первый шаг к успешной адаптации молодого ...

Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частности сюжетно-ролевая игра. Проследим этапы развития игровой деятельности в младенчестве и раннем детстве (Ф.А.Фрадкина, Н.Я. Михайленко, З.В.Зворыгина, С.Л.Новоселова, Н.Н.Палагина ...

Метод
Авторы начинают статью с описания методов, ранее использованных для решения схожей с выдвинутой ими проблемой. В частности, говорится о том, что наибольшую эффективность показали методы линейного структурного моделирования, которые являются аналитическими аналогами применяемого в генетике поведения метода, сводящегося к построению и ана ...