Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта
Страница 2

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта

Н.Б. Шабалина при исследовании уровня умственной работоспособности на различных стадиях ГБ, отмечала, что для больных характерно привлечение внимания окружающих к своему состоянию, имеющимися затруднениями и конфликтами; на более поздней стадии наблюдались выраженные нарушения динамики в интеллектуальной деятельности. (Шабалина Н.Б., 1972.)

И.К. Шхвацабал были отмечены тенденции к пессимистической оценке больными ГБ перспектив, раздражительность, внутренняя направленность, повышенная активность, несмотря на свойственное им быстрое физическое утомление. Стремление доминировать, авторитарность, склонность к независимости сочетались с высокой чувствительностью к психосоциальным стрессам. (Шхвацабая И.К., 1979.)

Общий облик больного остается в большинстве случаев депрессивно – астеноидным. Часто наблюдается слабодушие, тоскливость, плаксивость, неуверенность в своих действиях, подозрительность. В деловой жизни больные обнаруживают безынициативность, утомляемость, неспособность приспосабливаться к меняющейся обстановке среды. Память у больных почти всегда понижена. (Оганесян Л.А., 1975.)

Часто меняющаяся жизненная обстановка сопровождается настройкой адаптационных механизмов. Ситуация «стресса» предъявляет к ним повышенные требования, что проявляется различными свидетельствами адаптационного напряжения, в том числе повышением артериального давления. Психологические стрессоры играют важную роль в возникновении гипертонии. Реакции кровяного давления на такие стрессоры различны у различных лиц: при ГБ они четко выражены.

Отрицательные эмоциональные реакции повышают артериальное давление у здорового человека, но давление вновь становится нормальным, как только раздражители, вызывающие данные реакции ликвидированы. Для лиц, больных ГБ, характерно хроническое повышение артериального давления; в условиях же воздействия на них отрицательных раздражителей артериальное давление более повышается, что может привести к сердечно – сосудистым нарушениям (гипертоническим кризам, инсультам). (Меерсон Ф.М., 1981.)

Именно длительное психоэмоциональное напряжение приводит к возникновению и развитию гипертонической болезни сердца, считают В.П. Соколов и Г.Т. Ковалевская. Психическая напряженность – это своеобразная форма отражения субъектом трудной (фрустрирующей) жизненной ситуации. Психическая напряженность возникает в результате не разрешения противоречий между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти выход из фрустрирующей ситуации влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, что впоследствии сможет вызвать функциональные нарушения, в частности – ГБ. (Соколов В.П., Ковалевский Г.Т., 1971.)

В работах «ранних» психосоматиков К. Бингер, Ф. Александера, В. Харис, подчеркивались как основные личностные черты больных ГБ: скрытность, упрямство, неудовлетворенность собой и окружением, враждебная настроенность, сочетающаяся с выраженным контроле и подавлением агрессивных тенденций поведения, что приводило к постоянной внутренней напряженности и тревоге. Однако в дальнейших исследованиях отмечались и неуверенность, и личная несостоятельность, и чувствительность к критике, и тенденция обнаруживать интенсивную реакцию в форме депрессии на психологический стрессор. (Кулаков С.А., 2003.)

Дисгармоничность, акцентуированность личностных характеристик больных отмечена в работах Ленинградского института им. В.М. Бехтерева и в исследованиях последних лет, проведенных в 1-м Московском медицинском институте А.Д. Соловьевой, Ф.И. Комаровым, А.М. Вейном и С.Н. Коцюком. Особенности личности выступают, по мнению А.М. Вейна, как фактор, обусловливающий негативное поведение вегетативных реакций, сопровождаясь избыточным увеличением тонуса сосудов сопротивления при физической нагрузке и недостаточным приростом сердечного выброса при напряжении. (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


0заимодействие студентов со своим окружением
Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость – это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирова ...

"У меня ничего не получится!" Разве?
Плохой руководитель знает, что надо делать. А хороший показывает, как это сделать. Многие женщины боятся должности руководителя, у них возникают проблемы с исполнением должностных обязанностей, так как они считают, что их личность может подвергнуться деформации в результате этой работы. Вы считаете, что не обладаете способностями, кот ...

Анализ эффективности предложенной системы занятий по формированию учебной мотивации у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
По завершении педагогической практики был проведён контрольный эксперимент. После проведения формирующего эксперимента, направленного на формирование учебной мотивации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели повторное обследование экспериментальной и II-ой контрольной групп. Нашей задачей было: определение, т ...