Введение

Управленческая структура предприятий и организаций имеет многолетнюю историю. Пирамидальная форма в течение длительного времени казалась логичной и отвечала объективным условиям. Но с изменением общественных условий продуктивность такой организационной структуры уже вызывает сомнения, поскольку сегодня на структурирование организаций так или иначе влияет уже целый ряд новых факторов.

Первый фактор — образование. Разделение процесса труда на простейшие операции в свое время принесло успехи. Под влиянием современного образования и стиля жизни претерпели качественные изменения потребности и мотивы работника. Есть немало рядовых сотрудников, чье образование порой полнее, а знание предмета глубже, чем у их начальника, и все же они вынуждены постоянно выполнять его предписания. Налицо явный разрыв между предъявленными требованиями и осознаваемыми собственными возможностями. Случается так, что служебные обязанности могут совпадать, а это зачастую тянет за собой путаницу, недоразумения и, в конечном итоге, конфликты.

Второй фактор — сегодняшний упадок морали, которая всегда была дисциплинирующим началом. Современный человек уже не убежден в том, что бог все видит и всем управляет. Даже если он и видит, главное — чтобы шеф не узнал о том, что на рабочем месте удовлетворяются собственные потребности — например, ведутся длительные телефонные разговоры за счет фирмы и другие. Главное — не попадаться, иначе конфликт неизбежен.

Третий фактор — общественные и личные идеалы. Несовпадение интересов сотрудников с интересами организации — очень частая причина конфликтов. Пошатнулся и сам иерархический порядок. В результате — новое изобретение — стимул «кнутом» или «пряником», т. е. действенным средством стал страх. Структура сохранилась, но при этом увеличилась напряженность.

При каких же условиях люди добиваются высоких результатов, а при каких — стараются уклониться от работы? Этот вопрос уже давно интересует психологов и социологов. Процесс управления — всегда творческий процесс, постоянно требующий новых идей, готовности к совершенствованию. Недостатки в организации руководства, вызванные некомпетентностью руководителя, несоответствием его личности уровню зрелости коллектива – могут являться частыми источниками конфликтов. Разработано множество методик и психологических тестов для определения уровня зрелости и сплоченности коллектива, уровня конфликтоустойчивости, оценки социально – психологического климата и других.

Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации, и выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Цель работы:

- рассмотреть теоретические основы формирования и профессионального развития трудового коллектива;

- изучить социально – психологический климат, преобладание конфликтных ситуаций и их влияние на профессиональное развитие коллектива;

- провести исследование трудового коллектива с применением различных методик на примере одного из структурных подразделений Нижегородского индустриального колледжа.


Диагностика эмоционально-личных отношений
Методики «Два домика», «Секрет» - 3-5 лет Методика «ЦТО» (цветовой тест отношений) Эткинда – с 4 лет –предназначена для выявления эмоционального отношения к различным явлениям жизни. Диагностика взаимоотношений со взрослыми и сверстниками А) Методика «Изучение представлений детей о родителях» - 3-5 лет. Б) Методика «Изучение критери ...

Полезные советы
Женщинам карьера дается труднее, ведь у них нет жены, которая бы толкала их вперед. (Янина Ипохорская) Дорогие женщины, конечно, не нужно отказываться от ориентации на отношения, однако для успеха на работе нужно нацеливаться и на ответственность за дело. Попытайтесь мыслью и чувством настроиться на то, чтобы брать на себя ответственно ...

Психологические концепции адаптации личности
Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни [41]. В после ...