Введение

Управленческая структура предприятий и организаций имеет многолетнюю историю. Пирамидальная форма в течение длительного времени казалась логичной и отвечала объективным условиям. Но с изменением общественных условий продуктивность такой организационной структуры уже вызывает сомнения, поскольку сегодня на структурирование организаций так или иначе влияет уже целый ряд новых факторов.

Первый фактор — образование. Разделение процесса труда на простейшие операции в свое время принесло успехи. Под влиянием современного образования и стиля жизни претерпели качественные изменения потребности и мотивы работника. Есть немало рядовых сотрудников, чье образование порой полнее, а знание предмета глубже, чем у их начальника, и все же они вынуждены постоянно выполнять его предписания. Налицо явный разрыв между предъявленными требованиями и осознаваемыми собственными возможностями. Случается так, что служебные обязанности могут совпадать, а это зачастую тянет за собой путаницу, недоразумения и, в конечном итоге, конфликты.

Второй фактор — сегодняшний упадок морали, которая всегда была дисциплинирующим началом. Современный человек уже не убежден в том, что бог все видит и всем управляет. Даже если он и видит, главное — чтобы шеф не узнал о том, что на рабочем месте удовлетворяются собственные потребности — например, ведутся длительные телефонные разговоры за счет фирмы и другие. Главное — не попадаться, иначе конфликт неизбежен.

Третий фактор — общественные и личные идеалы. Несовпадение интересов сотрудников с интересами организации — очень частая причина конфликтов. Пошатнулся и сам иерархический порядок. В результате — новое изобретение — стимул «кнутом» или «пряником», т. е. действенным средством стал страх. Структура сохранилась, но при этом увеличилась напряженность.

При каких же условиях люди добиваются высоких результатов, а при каких — стараются уклониться от работы? Этот вопрос уже давно интересует психологов и социологов. Процесс управления — всегда творческий процесс, постоянно требующий новых идей, готовности к совершенствованию. Недостатки в организации руководства, вызванные некомпетентностью руководителя, несоответствием его личности уровню зрелости коллектива – могут являться частыми источниками конфликтов. Разработано множество методик и психологических тестов для определения уровня зрелости и сплоченности коллектива, уровня конфликтоустойчивости, оценки социально – психологического климата и других.

Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность. Социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации, и выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Цель работы:

- рассмотреть теоретические основы формирования и профессионального развития трудового коллектива;

- изучить социально – психологический климат, преобладание конфликтных ситуаций и их влияние на профессиональное развитие коллектива;

- провести исследование трудового коллектива с применением различных методик на примере одного из структурных подразделений Нижегородского индустриального колледжа.


Корифеи знают, как помочь друг другу
Рыбы в море поступают, как люди на земле: большие поедают малых. (Уильям Шекспир) Какой женщине не знакома ситуация, при которой чувствуешь себя аутсайдером, особенно когда в коллективе одни мужчины? Принцип "мужчины лучше работают с мужчинами" усугубляется тем, что корифеи своего дела любят общаться с себе равными и не любят ...

Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка.
Подготовительный этап условий формирования социально – психологического типа личности. На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частны ...

Выводы
На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы: Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о т ...