Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Сказка как средство развития восприятия детьми дошкольного возраста
Страница 1

Психология » Выявление роли сказки в формировании личностных черт » Методы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Сказка как средство развития восприятия детьми дошкольного возраста

В дошкольном возрасте деятельностью становятся восприятие сказки. Дошкольный возраст - возраст сказки. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности, часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком, особенно если волшебные сказки начинаются со слов: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были .

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что эта развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. Это содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.

Живую душу художественного восприятия составляет сопереживание, мысленное содействие герою произведения. Сопереживание сходно с ролью, которую ребенок берет на себя в игре. Классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения.

Например, изучая сказку «Теремок», я как воспитатель детского сада, могу детям предложить на примере сказок, скажем, «Теремок» расположить условные обозначения персонажей по отношению к ключевому объекту.

Выполнение данного задания представляет для детей среднего дошкольного возраста определенную трудность, обусловленную особенностями моделируемых отношений. Дело в том, что размеры геометрических фигур, например, кружков, указывают не только на величину персонажей, но и на разные показатели - степень опасности, хитрости, значимости, ценности и т. д.: это Мышка - Лягушка - Заяц - Лиса - Волк – Медведь.

Или сказка «Колобок»: Заяц - Волк - Медведь - Лиса.

Заяц - самый безобидный, бесхитростный и неопасный персонаж, лиса (по размеру меньше, чем медведь) - самая хитрая и опасная для главного героя.

Сложность заключалась в том, что при построении модели и объяснении типа отношений детям необходимо было придерживаться принципа, на основе которого строился ряд персонажей. У детей формировалась способность усматривать за внешней стороной символа-значка многозначность обозначаемого.

У детей среднего дошкольного возраста появляется способность «чтения» модели, которую можно охарактеризовать как умение «расшифровывать» ее в конкретное содержание. Это заключалось в том, что сначала дети выделяли отдельные эпизоды из сказки, каждый из которых отражал противоречивую ситуацию с одним типом отношений. Затем строили общую модель, представляющую собой совокупность моделей отдельных эпизодов сказки.

Например, из работы по сказке «Царевна-лягушка».

Педагог: «Когда Иван-царевич встретил на болоте лягушку, она была царевной или лягушкой?»

Мнение детей разделилось. Одни утверждали, что царевной.

Педагог: «Почему тогда Иван-царевич огорчился?»

Другие думали, что лягушкой.

Педагог: «Как лягушка разговаривала?» Третьи считали, что лягушкой и царевной одновременно: «Она только снаружи была лягушка, а сердце ее было добрым, человеческим, и говорила она человеческим языком»[5].

У маленьких детей понимание имеются тогда, когда они могут опираться на изображения, а не только на словесные описания. Поэтому детские книжки должны быть с картинками и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Таким образом, можно отметить, что сказка - это сгусток человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отображены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве» и ребенок уже «покидает» реальный мир и уносится в мир фантазии. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Страницы: 1 2


Понятие профессиональной зрелости коллектива
Руководителей-практиков давно волнует вопрос о том, как измерить степень зрелости той или иной рабочей группы, перевести качественную характеристику в количественные показатели. Интересную методику разработали немецкие специалисты В. Зигерт и Л. Ланг[1] - оценку по четырехбалльной шкале степени интенсивности 21 негативного признака. К и ...

Специфика эмоциональных нарушений в младшем подростковом возрасте
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрастах чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС, преневротические состояния и др. Под эмоциональными нарушениями понимается аффективные нарушения, создающие трудности в формиров ...

Практическая часть
Методы исследования коллектива на примере одного из структурных подразделений государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Нижегородский индустриальный колледж» Способность строить конструктивные отношения в коллективе, эффективно решать спорные проблемы является важным показателем деятельности к ...