первичная (в образовательном учреждении);
квалифицированная (для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; районные, городские психологические центры);
специализированная (профилированные службы, например, Служба доверия, организующаяся по потребности в субъектах РФ).
4) Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы
Актуальное направление ориентировано на решение злободневных проблем, связанные с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей с отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, лицеях интернатах и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, воспитателям, учителям, родителям – существенная задача службы сегодняшнего дня.
Перспективное направление – нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога – анализ психологических условий развития способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.
Правовые и этические основы деятельности психологической службы.
а) В своей деятельности психологическая служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей:
Декларация прав и свобод человека;
Конвенция о правах ребёнка.
В России:
Закон РФ «Об образовании»;
Конституция РФ;
Современные концепции дошкольного образования;
Положение о службе практического психолога в системе образования в РФ;
Указы и распоряжения Президента РФ;
Постановления и распоряжения Правительства РФ;
Федеральные законы.
б) Этика психолога
Принцип не нанеси ущерба клиенту
Правило безопасности применяемых диагностик как диагностических, так и коррекционных
Правило взаимного уважения психолога и клиента
Принцип компетентности психолога
Правило знания ограничений своих возможностей
Правило профессионального общения психолога и клиента
Правило обоснования результатов исследования психолога
Принцип беспристрастности психолога
Принцип конфиденциальности
Правило кодирования сведений исследования
Правило контролируемого хранения
Правило корректного использования сведений
Принцип осведомлённого согласия
Побудительные механизмы активности человека. Исторический
экскурс в историю изучения детерминации активности человека
Научному изучению причин активности человека, ее детерминации, положили начало великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциона ...
Рассмотрение основных проблем психологии управления
командира. Анализ и
регулирование групповых и личностных взаимоотношений. Поведение человека в организации
Человек изначально существо социальное. Все мы живем в обществе, вступаем во взаимоотношения между собой. Люди стремятся к объединению в группы для решения стоящих перед ними целей и задач.
Поведение человека обусловливается целым рядом воздействий, которые восходят к моменту рождения. Поведение человека в группе есть результирующая вс ...
Власть делает женщину популярной и успешной
Умение руководить - это искусство записать на свой счет тяжелую работу, сделанную другими.
Приступая к руководству коллективом, женщины часто заблуждаются в следующем. Во-первых, они думают, что если откажутся от принуждения, то подчиненные будут работать более добросовестно и свободно. Это мнение чаще всего является ошибочным. Сотрудн ...