Тревожные дети
Страница 1

1) В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт.

Виды тревожности

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия. Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

Типы тревожных детей

Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор.

Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам.

Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха.

Наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребёнка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.

2) Причины. Большинство учёных считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений

Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;

Повышенная тревожность самих родителей;

Непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;

Предъявление ребёнку противоречивых требований;

Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;

Стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;

Авторитарный стиль воспитания в семье;

Гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Также к причинам развития тревожности у детей относят:

Отсутствие у детей ощущения физической безопасности;

Отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;

Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.

3) Признаки. Тревожный ребёнок:

Не может долго работать, не уставая;

Ему трудно сосредоточиться на чём-то;

Любое поручение вызывает излишнее беспокойство;

Во время выполнения заданий очень напряжён, скован;

Смущается чаще других;

Часто говорит о напряжённых ситуациях;

Как правило краснеет в незнакомой обстановке;

Жалуется, что ему снятся страшные сны;

Руки у него обычно холодные и влажные;

Сильно потеет, когда волнуется;

Не обладает хорошим аппетитом;

Спит беспокойно, засыпает с трудом;

Пуглив, многое у него вызывает страх;

Обычно беспокоен, легко расстраивается.

4) Портрет. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.

Страницы: 1 2 3 4


Социально – психологический климат в коллективе
Профессиональная зрелость коллектива характеризуется еще одним важным фактором — социально-психологическим климатом, сложившимся в конкретном рабочем коллективе. Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их личностные качества и культура обще ...

Примеры психологических игр
В настоящее время в психологии используется множество различных психологических игр. Рассмотрим некоторые из них, направленные на развитие личности. При этом необходимо заметить, что преследуя одну общую цель – развитие личности человека, каждая психологическая игра имеет собственные цели, направленные на развитие тех или иных человечес ...

Мотивация потребления алкоголя у подростков
Все мотивы потребления алкоголя в подростковом (да и не только) возрасте можно разделить на следующие: 1. Эмоциональные: становится веселей жить; с расстройства, с горя; с радости; для разрядки, чтобы снять усталость; чтобы отвлечься от повседневных забот. 2. Ритуальные: отмечаю праздник. 3. Общение: выпив, легче общаться; за ко ...