Этничность, как составляющая самосознания личности
Страница 1

Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе: З. Фрейд в работе "Групповая психология и анализ Эго" (1914) понятие "идентификация" впервые использовал в психологическом контексте. Однозначное мнение, что личностная идентичность формируется в процессе социального взаимодействия через сопоставление и противопоставление позиций различных групп и общностей, было выражено в символическом интеракционизме. Дж. Мид в качестве инструмента идентификации индивида с группой ввел понятие "обобщенный другой", под которым имел ввиду совокупность обезличенных установок, норм и ценностей общества.

В России 90-х гг., как и в США в середине века, проблема идентичности на социально-политическом уровне также приобрела статус стратегической, что выразилось в поисках национальной идеи, способной интегрировать общество. В соответствии с особенностями постсоветского пространства проблема социальной идентичности получила отчетливую "этническую" окраску. В условиях роста межэтнической напряженности на этничность или этническую идентичность, как вид социальной идентичности, выпадает основная нагрузка по ориентации индивида в обществе. Этничность превращается в форму взаимодействия между культурными группами, действующими внутри общего социального контекста. Выполняя функцию внутриэтнической интеграции, она определяет развитие дезинтеграционных тенденций в обществе в целом. Переход от одного образа этнической идентичности в другой приводит к доминированию этнических форм взаимодействия внутри группы. При смене места жительства актуализируется та сторона этничности, которая является результатом принятия субъектом ценностей, норм и образцов поведения новой группы.

"Концепция идентичности" имеет, прежде всего, психологическое значение, т.к. соотносится с восприятием каждым индивидом самого себя, с осознанием своего существования как личности в отношении других индивидов, принадлежащих к одной социальной группе. Это восприятие - результат взаимного признания индивида и общества, имеющее субъективный аспект (восприятие самоидентификации и устойчивость собственного существования во времени и пространстве) и общественный аспект (восприятие того, что другие признают за индивидом его идентификацию и устойчивость личности) (29, 656-665). В процессе становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже, проанализировавший в исследованиях 1951 года (как две стороны одного процесса) формирование понятия "родина" и образов "других стран" и "иностранцев". Развитие этнической идентичности он рассматривал как создание когнитивных моделей, связанных с понятием "родина", а этнические чувства, по его мнению, являются своего рода ответом на знания об этнических явлениях. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности:

1. 6-7 лет - ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности, причем наиболее значимыми для него являются не страна и этническая группа, а семья и непосредственное социальное окружение;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Содержание и структура ценностных ориентаций
Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Можно утверждать, что определение ценностных ориентаций начинается с попытки их соотнесения с другими понятиями. Тем не менее, в каждом теоретическом подходе можно наблюдать определенный, фиксированный набор ценностей, который структурируется путем ...

Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно взглядам большинства зарубежных психологов детская игра – это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира. Так, с позиции психоанализа, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений. Примитивная детская игра и высшие проявления человеческого духа (наука, культура, искусство) – ...

Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной деятельности. Особенности развития личности в период ранней взрослости
Раннюю взрослость многие исследователи также называют молодостью, ее границы условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет [44]. Молодость – это прежде всего время поиска спутника жизни, создания семьи и устройства семейной жизни (Ш. Бюлер [31], Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант [10] и Д. Б. Бромлей [4]), время выбранной профессии, ...