Воспитание как фактор целенаправленного развития личности
Страница 2

Психология » Процесс естественного и социального развития человека » Воспитание как фактор целенаправленного развития личности

Возникает потребность не только в интеллектуальном познании тех или иных сторон действительности, но и в их практическом ос­воении и преобразовании. Эта потребность опредмечивается в воз­никновении мотивов разнообразной трудовой деятельности, которая, позволяя сохранить особую познавательную направленность, идущую от игры и имеющую много общего с так называемыми интеллектуаль­ными играми, трансформирует её в осознанную потребность "всерь­ез" трудиться.

Таким образом, на определенном возрастном этапе (сейчас это происходит в период окончания неполной средней школы) в развитии мотивационно-потребностной сферы происходит новый качественный сдвиг, связанный с возникновением планов и намерений, поиском путей самореализации в трудовой деятельности. Такая дифференциация мотивов приводит к образованию в структуре мотивационно-пот­ребностной сферы профессиональны намерений.

Отношение к профессии - существеннейший элемент в воспитании человека. Самое главное здесь - общая сознательная мотивация на труд, желание и готовность трудиться на свое благо и благо об­щества. Для этого должны быть воспитаны два взаимосвязанных чувства - уважение к людям труда и презрение к бездельникам. Важно, чтобы эти общие установки ребенок, подросток умел "обора­чивать на себя", т.е. ценить самого себя за свой труд, находить­ся "в согласии с самим собой", если он занят трудом, и чувство­вать внутренний конфликт, внутреннюю неудовлетворенность собой, стыд, если он не работает. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего тру­да, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения де­тей с разнообразным социально одобряемым трудом, который только и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества. Именно в форме утверждения себя в общественном труде происходит утверждение ребенком себя как личности, формируется потребность в труде, как содержательная форма отношений человека к человеку.

Психологический анализ показывает, что дети, представляя неотъемлемую часть общества, младших его членов, стремятся жить общей жизнью со взрослыми.

Универсальной формой этой жизни выступает социально значимый труд, участие в котором обеспечивает детям необходимую жизненную позицию. Характер, объем, функции трудовой деятельности, ее роль и степень воздействия различна в разных возрастах, но на всех этапах психического развития личности именно эта деятельность определяет отношение детей, развития их сознания и самосознания.

Поэтому при всей непреходящей важности формирования ведущей дея­тельности, характерной для каждого периода онтогенеза, следует особое внимание обращать на включение всех детей в посильные ви­ды социально полезной деятельности.

Психологический смысл просоциального труда дети осознают и сами, они замечают, что от работы у них зависит настроение, им приятно сознавать, что они делают полезное себе и людям, они познают ра­дость от социально важного труда. Психологически это обосновано тем, что такой труд ставит подростков в позицию равноправного члена общества, принося ему удовлетворение от создания реального продукта, воспитывая желание трудиться.

Структурным стержнем мотивационно-потребностной сферы явля­ется ее временная ориентация. Временная перспектива - не просто знания, представления или мечты о будущем, эта совокупность вза­имосвязанных и значимых для личности цели в жизни, ориентирующая мысли, переживания и действия ребенка, подростка, юноши (девуш­ки) как на ближайшее (неделя, месяц), так и на отдаленное (го­ды, десятилетия) будущее. Временная перспектива включает в конк­ретные жизненные планы и то, что называется целью и смыслом жиз­ни.

Для того, чтобы быть полноценной, социально активной личностью, полезным членом общества, для того, чтобы в течение жизни разви­ваться, человек должен ставить перед собой крупные, социально значимые, привлекательные для него и не простые идеи. Только серьезные цели могут послужить действенным стимулом в жизни, позволяя человеку не "размениваться на мелочи", и не "плыть по течению". Отсутствие таких целей, суженность временной перспек­тивы делают человека максимально зависимым от внешних обстоя­тельств.

Наконец, важнейшая характеристика мотивационно-потребностной сферы - наличие у человека твердой воли, т.е. реальной способ­ности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки.

Воспитание воли - один из основных моментов в процессе воспитания. Воля человека воспитывается постепенно - он должен нау­читься выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хо­чется, но надо. От умения выполнять требования окружающих к спо­собности самому формулировать и выполнять их - таков путь разви­тия воли у человека.

Сформированность указанных качеств личности растущего чело­века определяет его поведение в массе конкретных случаев и ситу­аций, с которыми он сталкивается в жизни и которые, разумеет­ся, нельзя предусмотреть до мельчайших деталей в процессе воспи­тания.

Страницы: 1 2 3


Как создаются связи?
Полезный человек может принести гораздо больше приятного, чем приятный – полезного. XXI век называется веком коммуникаций, но ничто не может заменить личные связи. Как сделать, чтобы с Вами захотели сотрудничать? Важными помощниками в этом являются симпатия и доверие. Как известно, человек больше всего доверяет самому себе и тем, кто н ...

Значение этнопсихологических факторов при переезде в другую страну на постоянное место жительства
Вопросы, связанные с принадлежностью к этнической общности, как и к другим социальным группам, вовсе не всегда являются центральными, т.к для большинства людей более важными оказываются проблемы повседневной жизни – работа, зарплата, воспитание детей, проведение свободного времени. Тем не менее, не следует игнорировать и психологические ...

Отношение окружающих к потенциальному самоубийце
Одним из видов отношения к людям с суицидальными мыслями и высказываниями есть негатив. Таких людей считают психами (шизофрениками, больными) и слабаками. Отношение близких и родных (деструктивные способы): 1. "Да брось ты эти мысли!", "Иди на диско, найди девчонку" и т. д. (Тирания, советы). Выдает в человеке, гов ...