Воспитание как фактор целенаправленного развития личности
Страница 3

Психология » Процесс естественного и социального развития человека » Воспитание как фактор целенаправленного развития личности

Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и дейс­твовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением.

Такой "школой действия" служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной ин­дивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельнос­тях у школьника воспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учеб­ную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной "школой" для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть:

· интересной и "честной" деятельностью, т.е. не сводиться к формальному выполнению;

· деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей их реальные, существенные интересы;

· свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возмож­ность реализоваться в ней, испытывать все свои способности;

· трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать, прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, что­бы она имела для него положительный эффект);

· деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальной альтернативой: поступить "по совести", согласно своему мировоззрению, или "не по совести", против своих взглядов. В первом случае может быть труднее, но такое поведение должно выз­вать и поощрение извне (от товарищей, воспитателя), а главное ­вызвать внутреннее удовлетворение, увеличить самоуважение. Во втором случае, когда совершение поступка облегчено, ребенку;

· подростку, юноше должно быть стыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы это был честный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбрал честный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, свое дейс­твенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Чело­век, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, до­биться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.

Страницы: 1 2 3 


Группы риска. Социальная предрасположенность
Истоки преступного поведения, утверждают специалисты, находятся в семье, в сфере отношений ребенка с родителями. Мать — алкоголичка или проститутка, папаша — наркоман или рецидивист; неполные семьи — что для малыша может быть страшнее? Но, в конечном счете, судьбу его решает не запойная мать, не отец, изрисованный татуировками, а эмоцио ...

Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Нами была проведена беседа с учащимися 1 и 2 классов СКОУ VIII вида и учениками 1 класса общеобразовательной школы. Следует отметить, что, в отличие от учащихся общеобразовательной школы, ученики СКОУ VIII вида отвечали на вопросы коротко, односложно: «да» или «нет». Поэтому приходилось задавать побочные, наводящие вопросы - «Почему да? ...

Становление нравственности в раннем и дошкольном возрасте
Ранний возраст — это период онтогенеза, когда у детей пробуждается забота о других, в поведении малышей появляются просоциальные формы поведения, связанные с их желанием помочь, принять участие в чужой беде. При обращении к проблеме морального развития возникают вопросы: когда в онтогенезе мы впервые можем говорить о ребенке как о субъе ...