Воспитание как фактор целенаправленного развития личности
Страница 3

Психология » Процесс естественного и социального развития человека » Воспитание как фактор целенаправленного развития личности

Самое главное нравственное качество, которое должно быть сформировано у каждого растущего человека, - действенность его мировоззрения, морально-нравственных идеалов, убеждений. Ребенок, подросток, юноша (девушка) должен не только думать, но и дейс­твовать по совести, в соответствии со своим мировоззрением.

Такой "школой действия" служат все формы общественной работы, все виды производительного труда, все типы разнообразной ин­дивидуально-предпринимательской деятельности. В этих деятельнос­тях у школьника воспитываются умение подчинять свои интересы и свою волю решениям других и убеждать других в своей правоте, отстаивать в деле свои взгляды, ставить цели и решать их. Для того, чтобы социально признаваемая деятельность (включая учеб­ную, трудовую, организационную, художественную, спортивную и другие виды) выступала действительной "школой" для проверки и укрепления школьником своих убеждений, она обязательно должна быть:

· интересной и "честной" деятельностью, т.е. не сводиться к формальному выполнению;

· деятельностью, важной для детей, определенным образом затрагивающей их реальные, существенные интересы;

· свободной деятельностью, т.е. обеспечивающей ребенку возмож­ность реализоваться в ней, испытывать все свои способности;

· трудной деятельностью, т.е. успешное ее выполнение должно требовать, прежде всего, напряжения воли (и вместе с тем быть такой, чтобы всякий ребенок мог выполнить ее таким образом, что­бы она имела для него положительный эффект);

· деятельностью, в которой молодой человек оказывается перед реальной альтернативой: поступить "по совести", согласно своему мировоззрению, или "не по совести", против своих взглядов. В первом случае может быть труднее, но такое поведение должно выз­вать и поощрение извне (от товарищей, воспитателя), а главное ­вызвать внутреннее удовлетворение, увеличить самоуважение. Во втором случае, когда совершение поступка облегчено, ребенку;

· подростку, юноше должно быть стыдно, он должен терять уважение к себе. Особенно важно, чтобы это был честный, свободный выбор. Ибо кто самостоятельно, свободно выбрал честный поступок, тот одним этим сильно укрепил свой нравственный костяк, свое дейс­твенное мировоззрение, свою актуальную жизненную позицию. Чело­век, узнавший на своем опыте, как приятно преодолеть себя, до­биться уважения друзей, согласия со своими убеждениями, сохранит этот опыт надолго.

Страницы: 1 2 3 


Полученные данные и обсуждение результатов
Данные диагностики испытуемых мы сгруппировали в нескольких таблицах, отражающих варианты группирования. Это было сделано для удобства восприятия и сопоставления результатов и последующей разносторонней интерпретации. Данные, сгруппированные в Таблице 2.1 количественно отражают ведущие тенденции реакций испытуемых. Следует отметить, ч ...

"Cглаживание конфликтов"
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов; знакомство с протеканием конфликтов в различных культурах, способами их разрешения. Инструкция: ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты. Объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основ ...

Этапы реализации программы. День 1. “Баранья голова”
Цель упражнения: знакомство, установление неформального стиля общения. Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам представляется шикарная возможность, обычно не доступная в реальной жизни, - выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравитс ...