Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
Страница 6

навыки общения, которые прививаются ученикам, с тем чтобы они использовали их в учебном процессе;

совместную оценку хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно [5, с. 84].

Перечислим положительные последствия объединения усилий учащихся в ходе выполнения учебных заданий:

возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (все ученики работают на уроках, все делают домашнее задание);

ученики получают большее удовольствие от знаний, чувствуют себя в школе комфортнее;

возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между учениками: исчезает безразличие, прибавляются теплота, человечность;

учащиеся начинают лучше понимать друг друга и самих себя; относятся к другим и к себе с большим уважением;

растет самокритичность школьников, общаясь со сверстниками, они точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

учащиеся, помогающие своим друзьям, с большим уважением относятся к труду учителя,

ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;

учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая при делении класса на группы их взаимные склонности способности, темпы работы.

В таком учебном диалоге происходит становление личности учащихся, направленное на их самоизменение и саморазвитие.

При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучении их сотрудничеству целесообразно использовать групповую форму учебной работы, которая в последнее время прочно входит в практику современной школы. Это работа в виде «малых» групп, которые объединяют нескольких школьников таким образом, что в совместной деятельности они выступают как единое целое. Такая группа должна быть, с одной стороны, достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие мнений и действий, а с другой – достаточно малой, чтобы все ее участники получили бы удовлетворение от активного участия в работе.

В практике начальной школы групповая форма учебной работы учащихся может использоваться в трех аспектах: организационном, рефлексивном и мыслительном.

Целью первого аспекта является обучение учащихся способам организации, то есть достижению определенных результатов в обучении с помощью специально осуществляемых организационных действий или специально созданных организационных условий. Групповая работа заставляет каждого учащегося ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы деятельности.

Цель рефлексивного использования групповой формы работы состоит в обучении учащихся рефлексивным действиям. В этом случае результаты своей работы учащиеся обязательно должны оформлять рефлексивно, выделяя способы организации групповой работы и новые, освоенные ими способы интеллектуальной, мыслительной работы. Они также должны соотносить полученные результаты с определенными этапами освоения материала.

Основная цель мыслительного направления в организации групповой работы состоит в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предположениями, а, следовательно, оппонирование, защиту своей точки зрения и последующую рефлексию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Практические рекомендации для психологов
Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следу ...

Особенности воображения в дошкольном возрасте
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным ист ...

Аддиктивное поведение личности
Химические Аддикции Биохимические аддикции Нехимические аддикции - Алкоголизм; - Наркомании; - Токсикомании; - Анорексия; - Булемия; - Гэмблинг; - Аддикция отношений; - Работоголизм; - Транжирство; - Ургентные аддикции; - Интернет – аддикции; - Клептомания Из приведенной схемы мы видим, что аддиктивное ...