Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
Страница 6

навыки общения, которые прививаются ученикам, с тем чтобы они использовали их в учебном процессе;

совместную оценку хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно [5, с. 84].

Перечислим положительные последствия объединения усилий учащихся в ходе выполнения учебных заданий:

возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (все ученики работают на уроках, все делают домашнее задание);

ученики получают большее удовольствие от знаний, чувствуют себя в школе комфортнее;

возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

меняется характер взаимоотношений между учениками: исчезает безразличие, прибавляются теплота, человечность;

учащиеся начинают лучше понимать друг друга и самих себя; относятся к другим и к себе с большим уважением;

растет самокритичность школьников, общаясь со сверстниками, они точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

учащиеся, помогающие своим друзьям, с большим уважением относятся к труду учителя,

ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;

учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая при делении класса на группы их взаимные склонности способности, темпы работы.

В таком учебном диалоге происходит становление личности учащихся, направленное на их самоизменение и саморазвитие.

При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучении их сотрудничеству целесообразно использовать групповую форму учебной работы, которая в последнее время прочно входит в практику современной школы. Это работа в виде «малых» групп, которые объединяют нескольких школьников таким образом, что в совместной деятельности они выступают как единое целое. Такая группа должна быть, с одной стороны, достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие мнений и действий, а с другой – достаточно малой, чтобы все ее участники получили бы удовлетворение от активного участия в работе.

В практике начальной школы групповая форма учебной работы учащихся может использоваться в трех аспектах: организационном, рефлексивном и мыслительном.

Целью первого аспекта является обучение учащихся способам организации, то есть достижению определенных результатов в обучении с помощью специально осуществляемых организационных действий или специально созданных организационных условий. Групповая работа заставляет каждого учащегося ставить цели и находить соразмерные его возможностям способы деятельности.

Цель рефлексивного использования групповой формы работы состоит в обучении учащихся рефлексивным действиям. В этом случае результаты своей работы учащиеся обязательно должны оформлять рефлексивно, выделяя способы организации групповой работы и новые, освоенные ими способы интеллектуальной, мыслительной работы. Они также должны соотносить полученные результаты с определенными этапами освоения материала.

Основная цель мыслительного направления в организации групповой работы состоит в продуцировании коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предположениями, а, следовательно, оппонирование, защиту своей точки зрения и последующую рефлексию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Психологическая коррекция
1) Психокоррекция – это целенаправленное исправление недостатков в психологии или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия. (Р.С. Немов) Психокоррекция – это совокупность психологических средств и методов по созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического р ...

Традиционные исследования конфликта
В традиционных психологических исследованиях можно выделить три понимания конфликта. 1. В рамках социально-психологической традиции конфликт понимается как такой тип социального взаимодействия людей или групп, который несет в себе деструктивный потенциал, разрушает межличностные и межгрупповые взаимоотношения, приводит к распаду социал ...

Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»
Цель: изучение отношения испытуемого к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д. Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов "акцентуация" и "психопатия". При это ...