Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
Страница 4

Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности на конкретном занятии, необходимо выполнение нескольких условий, первым из которых является умение учащегося ставить цель: сначала учебную, а затем и жизненную и видеть перспективы ее решения. Образование каждого ученика происходит на основе и с учетом его личных целей. Для успешного становления и развития личности школьника, в частности для развития у учащихся умения видеть цель и ставить задачи конкретных учебных занятий, необходимо уточнить понятие целей и задач педагогического процесса.

Целеполагание – важнейший компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности. Целеполагание – это процесс формирования цели, ее развертывания. Это ответственная логико-конструктивная операция, которая может осуществляться в следующем алгоритме: анализ обстановки; учет соответствующих учебных (жизненных) ситуаций; установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению; выяснение имеющихся ресурсов для удовлетворения потребностей, интересов, сил и возможностей; выбор потребностей или интересов, удовлетворение которых при данной затрате сил и средств дает наибольший эффект; формулировка цели. Цели возникают не стихийно. Целеполагание – достаточно сложная, наиболее ответственная и сегодня, пожалуй, самая «западающая» часть работы учителя. В современных условиях развития начальной школы необходимо стремиться к тому, чтобы младшие школьники сами ставили цель урока и умели ее реализовывать в процессе обучения.

В.В. Давыдов считал, что учебное целеполагание обусловливает развитие познавательного интереса у учащихся в процессе познания. Ученик оказывается в состоянии не только принять поставленную учителем педагогическую задачу, но и самостоятельно определить промежуточные (учебные) цели и способ их достижения, т.е. построить план своей учебной деятельности. Последний служит средством осуществления текущего контроля за учебными действиями, обеспечивая возможность их внимательного выполнения. Целеполагание как необходимый компонент учебной деятельности выражается в изменении, продвижении, развитии ученика, в развитии его понятий и представлений, его взглядов и убеждений, его практических умений и навыков.

Еще одним важным моментом превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности, открытии способов решения учебных задач и способов получения знаний самостоятельно, с помощью учителя или при участии сверстников. Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, учителю необходимо организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у ученого в момент открытия нового знания, понятий, законов. В.В. Давыдов называл такую деятельность учащихся «квазиисследовательской»: «Мышление школьников не тождественно мышлению ученых, деятелей искусства, теоретиков морали и права» [4, с. 113]. Школьники не создают понятий, образцов, ценностей и норм, а присваивают их посредством учебной деятельности. Но в процессе ее выполнения школьники осуществляют мыслительные действия, адекватные тем, посредством которых исторически вырабатывались эти продукты духовной культуры. Такой процесс исследования ведет к образованию нового типа мышления – теоретического, которое предполагает анализ содержания учебного материала во всех взаимосвязях, противоречиях. Выделяя в учебном материале некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, что оно проявляется во многих других частных отношениях, учащиеся тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета, что ведет к выделению способов решения задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Системный подход
С позиций системного подхода наркоманию можно определить как системный комплекс, который включает элементы, различные по своей природе, уровню и динамике. Если рассмотреть наркоманию с точки зрения системной семейной психотерапии, то это семейное заболевание, "семейная проблема". Наркоман "вовлекает" в болезнь всех б ...

Излученный и отраженный свет
Все, что мы видим в окружающем пространстве, либо излучает свет, либо его отражает. Излученный цвет – это свет, испускаемый активным источником. Примерами таких источников могут служить солнце, лампочка или экран монитора. В основе их действия обычно лежит нагревание металлических тел либо химические или термоядерные реакции. Цвет люб ...

Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица) Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-руководителей считают эту власть отрицательной, ссылаясь на примеры из истории. Они рассматривают власт ...