Психология юридического труда. Психология следователя. Профессиональная деформация
Страница 2

Психология » Предмет, задачи и структура юридической психологии » Психология юридического труда. Психология следователя. Профессиональная деформация

Мастерство юриста как специалиста, как человека, профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально-юридической обученности и профессионально-психологической подготовленности. Последнее обусловлено тем, что его мастерство связано с искусством общения, работы с людьми, воздействий на них. Оно несводимо к безукоризненному выполнению юридически значимых действий по ведению юридических дел. Нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно правильном совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, осмотр места происшествия и т.д.), составлении юридических документов, проведения экспертиз и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешности их ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности.

профессиональное мастерство юриста

профессионально- профессионально-

психологическая педагогическая

подготовленность подготовленность

специально-юридическая обученность

Психологическая структура профессионального мастерства юриста.

Собственно под профессионально-психологической подготовленностью профессионала юридического органа понимается его подготовленность к пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональной деятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решения профессиональных задач. Она органически дополняет его специально-юридическую обученность и способствует приобретению подлинного профессионального мастерства.

Психология следователя

. Мы ограничимся рассмотрением психологии следователя, точнее даже рассмотрим структуру профессиограммы этой юридической профессии. Мы не будем здесь затрагивать психологию судьи, прокурора, адвоката и др. юридических работников, поскольку профессия следователя является «типично юридической» и дает возможность выявить психологические закономерности в той или иной мере характерные вообще для юридической деятельности.

Итак. Что такое професиограмма, точнее психологическая профессиограмма? Психологическая профессиограмма – это портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах необходимых индивидуально-психологических свойств, предъявляемых конкретной деятельностью. Почему мы говорим именно о психологической профессиограмме? Потому что целостная профессиграмма может включать также технологические характеристики, медико-санитарные и медико-физиологические условия с показаниями и противопоказаниями и т. д.

Каждая из сторон профессиограммы отражает, во-первых, определенный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются личностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессиональный успех на этом уровне деятельности.

Структура профессиограммы следователя.

социальная деятельность

реконструктивная деятельность

организационная деятельность

удостоверительная деятельность

коммуникативная деятельность

поисковая деятельность

В основе профессиограммы лежит поисковая сторона деятельности

, которая заключается в сборе первичной, исходной информации для решения профессиональных задач. Здесь важны такие качества следователя как высокая наблюдательность, выражающаяся в навыках выделения опорных точек и построения контура событий; любознательность, устойчивость и концентрация внимания. Немаловажно для результативности наблюдения – широкая эрудиция в разнообразнейших сферах жизни (Шерлок Холмс). Наблюдение развивается из определенной установки, превращаясь в профессиональную наблюдательность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретические аспекты изучения использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков. История развития арттерапии
Арттерапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. Первые попытки использовать арттерапию дл ...

Адаптация личности к профессиональной деятельности
Исходя из определения психологии труда как науки о закономерностях становления и сохранения динамического равновесия в системе "субъект труда — профессиональная среда" [19], есть основание рассматривать профессиональную адаптацию как процесс становления (и восстановления) этого равновесия. Такое понимание не противоречит общей ...

Психологические исследования развития личности в контексте профессиональной деятельности. Особенности развития личности в период ранней взрослости
Раннюю взрослость многие исследователи также называют молодостью, ее границы условно располагают на отрезке от 18-20 до 30 лет [44]. Молодость – это прежде всего время поиска спутника жизни, создания семьи и устройства семейной жизни (Ш. Бюлер [31], Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант [10] и Д. Б. Бромлей [4]), время выбранной профессии, ...