Что касается социального аспекта деятельности
, то имеется в виду работа с общественностью, профилактические мероприятия, правовая пропаганда, а также речь здесь идет о профессиональной этике. Как известно, следователь обладает широкими властными полномочиями и процессуальной самостоятельностью, что налагает на него соответствующие требования ответственности и самоорганизованности. Более того, постоянные эмоциональные нагрузки должны находить выход, иначе происходит профессиональная деформация. Выход – это чувство удовлетворения результатами своего труда (социальные мотивы и установки: стремление к справедливости, удовлетворение от приношения пользы кому-либо и т.д.) Может быть интеллектуальное удовлетворение от раскрытия сложного дела. Кроме того, несмотря на самообладание следователя, его выдержку и прочее в этом духе, эти эмоциональные нагрузки сказываются, по меньшей мере, в мышечном напряжении. Поэтому очень важен активный отдых: туризм, спорт и т.п., который снимает это самое мышечное напряжение
Необходимо сказать несколько слов о типологических различиях личности следователя. Исследования показали, что у следователя в силу личностных особенностей, способностей, может доминировать какой-то из аспектов профессиограммы. Так, например, есть следователи-организаторы, следователи-«мыслители» (с доминирующей реконструктивной деятельностью), есть следователи с прекрасными поисковыми способностями, которые преимущественно достигают успеха расследования на начальных его этапах, в ходе осмотра места происшествия и обыска. У многих следователей имеются «любимые» следственные действия (например, следователи, «влюбленные» в допросы и соответственно блестяще их проводящие). Выделение индивидуальных типов следователей дает возможность правильнее решать кадровые и производственные вопросы. Так, в случае следователя-организатора хорошо использовать его в качестве руководителя следственной группы.
Что еще важно отметить в психологии следователя? Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к нейрофизиологической организации психики следователя. К важным нервно-психическим качествам профессии следователя можно отнести:
-сензитивность – повышенную нервно-психическую чувствительность к внешним воздействиям;
-оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности;
-эмоциональную устойчивость;
-пластичность психических процессов;
-пониженный уровень тревожности – умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях;
-резистентность – сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности;
-толерантность – устойчивость к нервно-психическим перенапряжениям.
И в целом необходимость физической выносливости. По данным исследований, около 1/5 следователей не выдерживают ритма и нагрузки при работе в следственном аппарате. Как пишут Котов Д.П. и Шиханцов Г.Г. в «Психологии следователя»: «…Наш следственный аппарат платит за отсутствие психофизиологического отбора слишком дорогой ценой».
Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Эмпирическое исследование осуществлялось на базе городской поликлиники №197 г. Москвы.
Объект исследования –
психосоматические больные районной поликлиники.
Предмет исследования
– личностные особенности психосоматических больных.
Цель исследования
– изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных.
Задачи иссле ...
Этика психологической работы
1) Психологическая служба – это организационная структура, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС – центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные уч ...
Игровая коррекция поведения детей в группе
Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страха ...