Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания
Страница 7

Психология » Предмет, задачи и структура юридической психологии » Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания

Большинство видов следственного эксперимента по своему содержанию представляют исследование и оценку тех или иных психофизиологических возможностей человека:

á восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (услышать голос человека, шум мотора, почувствовать запах, увидеть объекты и т.д.);

á совершение конкретных действий (проникновение через отверстие, преодоление расстояния с заданной скоростью и т.д.);

á проверка умений, навыков (открыть замок определенным образом и т.п.).

Следственный эксперимент складывается из трех составляющих:

á воссоздание (или моделирование) материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые события, действия;

á воспроизведение (моделирование) субъективных, психофизиологических факторов;

á моделирование самих опытных действий.

Основные принципы следственного эксперимента:

1) многократность

2) вариативность

(т.е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях).

При определении условий следственного эксперимента, оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека. Моделирование субъективных факторов - самая сложная часть эксперимента. Следователь должен улавливать грань возможного и невозможного в способностях человека. Понятно, что нельзя смоделировать аффект, потрясение, сами преступные действия, но в ряде случаев это следственное действие оказывается незаменимым в плане определения возможности осуществления более частных действий.

Ситуация эксперимента оживляет ассоциативные связи. Использование подлинных объектов может оказать сильное психологическое воздействие, а значит, и сделать результаты эксперимента более убедительными.

Проверка показаний на месте

может являться как самостоятельным следственным действием, так и разновидностью следственного эксперимента и сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Она осуществляется с целью получения дополнительной информации, кроме той, которая уже получена в ходе допроса лица, а также для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события.

Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события. Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.

Чаще всего основания могут быть следующими:

- необходимость обнаружения места происшествия;

- необходимость установления пути следования;

- установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов;

- установление неизвестных следствию лиц;

- установление и уточнение отдельных обстоятельств;

- установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;

- установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отельных объектов или маршрутов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Биохимические механизмы, ответственные за различные реакции на алкоголь
Одним из важных факторов является скорость разрушения алкоголя в организме, которая зависит от фермента алкогольдегидрогеназы (АДГ). Количество, активность и типы активности его очень различны у разных людей. От этого зависит скорость разрушения и выведения алкоголя из организма, а так же образование разного количества ацетальдегида – п ...

Эмпирическое исследование содержания и динамики конфликтов учения-обучения в младшем школьном возрасте. Младший школьный возраст и условия учения в школе
Для разрешения задач развития или достижения «назначений возраста» необходимым условием является организация «встреч» потребностей возраста с тем содержанием, которое предлагает школьная ситуация и которое обеспечивает удовлетворение этих потребностей и развитие соответствующих новообразований. Сама «встреча» обусловлена с одной сторон ...

Выводы
Анализ литературы, отражающей исследования отечественных и зарубежных психологов, по данной проблеме, показал: Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру: Ни одна концепция возникновения, формирования психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной. Столкновение личности с обс ...