Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания
Страница 7

Психология » Предмет, задачи и структура юридической психологии » Психология следственных действий: психология осмотра места происшествия, очной ставки, следственного эксперимента, обыска и опознания

Большинство видов следственного эксперимента по своему содержанию представляют исследование и оценку тех или иных психофизиологических возможностей человека:

á восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (услышать голос человека, шум мотора, почувствовать запах, увидеть объекты и т.д.);

á совершение конкретных действий (проникновение через отверстие, преодоление расстояния с заданной скоростью и т.д.);

á проверка умений, навыков (открыть замок определенным образом и т.п.).

Следственный эксперимент складывается из трех составляющих:

á воссоздание (или моделирование) материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые события, действия;

á воспроизведение (моделирование) субъективных, психофизиологических факторов;

á моделирование самих опытных действий.

Основные принципы следственного эксперимента:

1) многократность

2) вариативность

(т.е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях).

При определении условий следственного эксперимента, оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека. Моделирование субъективных факторов - самая сложная часть эксперимента. Следователь должен улавливать грань возможного и невозможного в способностях человека. Понятно, что нельзя смоделировать аффект, потрясение, сами преступные действия, но в ряде случаев это следственное действие оказывается незаменимым в плане определения возможности осуществления более частных действий.

Ситуация эксперимента оживляет ассоциативные связи. Использование подлинных объектов может оказать сильное психологическое воздействие, а значит, и сделать результаты эксперимента более убедительными.

Проверка показаний на месте

может являться как самостоятельным следственным действием, так и разновидностью следственного эксперимента и сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Она осуществляется с целью получения дополнительной информации, кроме той, которая уже получена в ходе допроса лица, а также для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события.

Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события. Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.

Чаще всего основания могут быть следующими:

- необходимость обнаружения места происшествия;

- необходимость установления пути следования;

- установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов;

- установление неизвестных следствию лиц;

- установление и уточнение отдельных обстоятельств;

- установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;

- установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отельных объектов или маршрутов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Методы исследования
Методами исследования являлись анализ документов, опрос и контент-анализ. Анализ документов проводился с целью первичного ознакомления с организацией, анализа существующей системы закрепления молодых специалистов на предприятии и внутренних условий для более эффективного включения молодых специалистов в профессиональную деятельность и ...

Особенности эмоциональной сферы младших школьников
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение условий для личностного роста человека. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Особенностью детей младшего школьного возраста явля ...

"Карусель"
Цель упражнения: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; развитие эмпатии и рефлексии. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Инструкция: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг ...