Большинство видов следственного эксперимента по своему содержанию представляют исследование и оценку тех или иных психофизиологических возможностей человека:
á восприятие какого-либо события, факта при определенных условиях (услышать голос человека, шум мотора, почувствовать запах, увидеть объекты и т.д.);
á совершение конкретных действий (проникновение через отверстие, преодоление расстояния с заданной скоростью и т.д.);
á проверка умений, навыков (открыть замок определенным образом и т.п.).
Следственный эксперимент складывается из трех составляющих:
á воссоздание (или моделирование) материальной обстановки, максимально сходной с той, в которой происходили проверяемые события, действия;
á воспроизведение (моделирование) субъективных, психофизиологических факторов;
á моделирование самих опытных действий.
Основные принципы следственного эксперимента:
1) многократность
2) вариативность
(т.е. осуществление каждого последующего опыта в несколько измененных условиях).
При определении условий следственного эксперимента, оценке полученных результатов надо исходить из знания психофизиологических возможностей человека. Моделирование субъективных факторов - самая сложная часть эксперимента. Следователь должен улавливать грань возможного и невозможного в способностях человека. Понятно, что нельзя смоделировать аффект, потрясение, сами преступные действия, но в ряде случаев это следственное действие оказывается незаменимым в плане определения возможности осуществления более частных действий.
Ситуация эксперимента оживляет ассоциативные связи. Использование подлинных объектов может оказать сильное психологическое воздействие, а значит, и сделать результаты эксперимента более убедительными.
Проверка показаний на месте
может являться как самостоятельным следственным действием, так и разновидностью следственного эксперимента и сочетает в себе элементы ряда следственных действий. Она осуществляется с целью получения дополнительной информации, кроме той, которая уже получена в ходе допроса лица, а также для установления соответствия или несоответствия показаний обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего или свидетеля обстановке места события.
Результаты данного следственного действия могут свидетельствовать об осведомленности или неосведомленности проверяемого лица об исследуемом событии, позволяют признать его (или не признать) очевидцем или участником события. Данное следственное действие – одно из средств разоблачения ложных показаний.
Чаще всего основания могут быть следующими:
- необходимость обнаружения места происшествия;
- необходимость установления пути следования;
- установление местонахождения имеющих значение для следствия предметов;
- установление неизвестных следствию лиц;
- установление и уточнение отдельных обстоятельств;
- установление обстоятельств, способствующих совершению преступления;
- установление осведомленности лица, чьи показания проверяются, относительно места происшествия, отельных объектов или маршрутов.
Формируем адекватную самооценку
Характеристика фиксирует не только оценку аттестуемого, но и черты личности ее автора. (В.К. Тарасов)
Как Вы представляете себе человека, который теряет свои силы и энергию во время работы? Уверенный, сильный и хорошо организованный? Конечно, нет! Скорее это неуверенный в себе человек. Однако чем более Вы уверены в себе, в своих силах, ...
Пути и способы формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников
с нарушением интеллекта
Выявленные нами особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта говорят о необходимости целенаправленной работы учителя по формированию познавательной мотивации.
Целью формирующего эксперимента явилось формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Достиж ...
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
Психологический подход основан на выделении социально-психологических различий отдельных видов отклоняющегося поведения личности. Психологические классификации выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели поведения и его мотивация;
- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
...