В последние годы в России предпринимаются попытки усовершенствовать систему помощи детям с особыми нуждами, идёт поиск новых ценностных ориентиров. Создаются реальные условия для того, чтобы «открыть» замкнутую систему специального образования, попытаться сделать структуры массового и специального образования взаимодополняющими и взаимопроникающими, определить вариативные пути и подходы к обучению лиц названной категории, сформулировать новый тип взаимоотношения науки, общества и государства в решении проблем детей с особыми нуждами.
Современные социальные условия требуют воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха и умеющего самостоятельно строить свою жизнь.
Основной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является воспитание грамотного человека, подготовка его к участию в жизни общества, формирование у него необходимых для этого качеств, среди которых важное место принадлежит положительному отношению к учёбе и учебно-познавательной мотивации учебной деятельности.
Мотивация как психологическая категория, исследована и раскрыта в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна Д.Н. Узнадзе, Д. Аткинсона, К. Левина, а также во всех направлениях теории личности, разработанных такими учёными как А. Адлер, А. Бандура, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Скиннер, 3. Фрейд, Э. Эриксон, А.К. Юнг и др.
Мотивация школьника рассматривается как видовое понятие по отношению к мотивации человека. В современных исследованиях (С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, П.М. Якобсона, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова и Б.П. Есипова, В.С. Ильина, А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, В.Ф. Моргуна, Г.И. Щукиной, В.И. Шкуркина, Р. Дрейкурса, Г. Розенфельда, В. Кнорзера, и др.) представлены структура и динамика, охарактеризованы детерминанты развития мотивации учебной деятельности, выделены пути и способы её формирования.
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учение. Оно существенно изменяет мотивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил, произвольного поведения (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта нам представляется актуальным как для более глубокого понимания психологии детей этой категории, так и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления полноценной коррекции.
В специальной психологии проблема мотивации учебной деятельности рассматривается такими учёными как Б.И. Пинский [66], Ж.И. Шиф [8], Л.С. Выготский [15], С.Л. Рубинштейн [74], И.П. Ушакова и др. Однако, разработанные методы активизации мотивации учебной деятельности в большей степени рассчитаны на детей подросткового возраста. Эффективные методы активизации и формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта раскрыты недостаточно.
Исходя из актуальности данной проблемы, мы определили цель и задачи нашего исследования.
Целью исследования является изучение условий формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования - мотивация учебной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - процесс формирования познавательной мотивации учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта.
Традиционная структура психологии этноса
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса, долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, они относятся к статическим, устойчивым ...
Приложения
Приложение 1
"Шкала проявления личностной тревоги" Дж. Тейлор (вариант Норакидзе)
1. Я могу долго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги у меня теплые.
4. У меня редко болит голова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание меня нервирует.
...
Тренинг как обучение и развитие
Тренинг порой воспринимается как нечто, связанное с работой – тренинг на рабочем месте, тренинг не на рабочем месте, схему обучения найму персонала. Часто тренинг считают формальным процессом, чьи составляющие: присутствие тренера и наличие раздаточных материалов – у участников «на руках». Лежащие в основе активного обучения принципы на ...