Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
Страница 1

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте

В педагогической психологии значительное место уделено изучению генезиса мотивационной сферы в детском возрасте, выделению состава мотивации учения, изучению отдельных мотивов учения, выделению доминирующих, структурообразных компонентов мотивации учебной деятельности. Человек испытывает в первые месяцы своей жизни преимущественно физиологические потребности - в пище, питье, тепле, сне, кислороде, физической активности и сенсорной стимуляции, и нет возможности говорить о наличии у него каких-либо мотивов и тем более ценностей, интересов, убеждений. Однако именно период младенчества исключительно важен для формирования и дальнейшего развития всего мотивационного комплекса человека. (70)

В первом полугодии жизни ведущим мотивом общения ребёнка с взрослым является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности малыша (М. И. Лисина,).

По мнению М.И. Лисиной [8], начиная со второго полугодия и позднее, вплоть до двух с половиной лет, ведущую роль в становлении психического развития ребёнка занимает деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнёра по игре, образца для подражания, эксперта по оценке умений и знаний ребёнка, помощника, организатора и участника в совместной предметной деятельности.

Начиная с периода младенчества у ребёнка появляется аффилиативная потребность - потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремление быть среди других людей. Только эмоциональный постоянный контакт между матерью и младенцем, включающий в себя наряду с вербальными средствами общения тактильные ощущения - ласки, поцелуи, объятия, способен удовлетворить потребность в любви у ребёнка на раннем этапе развития (Б. Уайт).

В зависимости от степени удовлетворения потребности в аффилиации у ребёнка будет развиваться доверие (недоверие) к другим людям и к окружающему миру вообще, т.е. возникает потребность в безопасности. [70]

Потребность в безопасности — этю потребность ребёнка в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, потребность в структуре жизни, её упорядоченности, наличии определённых привычек и правил, в том числе и ограничений (А. Маслоу).

Приблизительно на 3 - 5-й неделе жизни ребёнок начинает проявлять пристальный интерес к тому, что происходит вокруг. Это выражается в появлении у малыша зрительного сосредоточения, что в свою очередь способствует изменению поведенческих характеристик ребёнка. Это является началом проявления потребности в информации, в новых впечатлениях. Период -примерно с 8 месяцев и до 2 лет - является периодом, когда любопытство ребёнка достигает максимума (Ж.К. Дандарова [55]).

Структура мотивации ребёнка 2-3 лет достаточно аморфна, поскольку доступные ему мотивы и потребности сменяются друг за другом в относительно случайном порядке. Жизненно важные потребности и капризы нередко ещё не дифференцируются и иногда приобретают для ребёнка одинаково высокую значимость. Мотивы сменяются во времени, не подчиняясь ещё единому сознательно-волевому контролю. [70]

Примерно к 4 годам соподчинённость потребностей и желаний ребёнка приобретает более или менее устойчивые формы. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистические), у других, наоборот, - альтруистические, у третьих - направленные на достижение успеха. Разнообразные интересы ребёнка также начинают приобретать относительную устойчивость (Е.П. Ильин [24])

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Причины профессиональной деформации личности
Рассматривая профессиональные деформации в общем плане, Э.Ф. Зеер отмечает: " .Многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Профессиона ...

Теории гибкой и множественной селекции
Вопрос о месте селекции в системе переработки информации оставался главным в течение начального периода текущего третьего этапа исследований внимания. Были получены новые факты в пользу теорий как ранней, так и поздней селекции. Согласно модели поздней селекции при анализе вербального водержания полностью перерабатываются все целевые с ...

Как победить свою неуверенность.
Теперь понятно, что причиной застенчивости является неуверенность. И что с эти делать? Поставить диагноз – это еще пол дела, надо еще выписать лечение. Следующее упражнение используется многими авторами. Но я возьму его в том варианте, который предлагает Дж.Джампольски, известный врач и психотерапевт, прославившийся тем, что создал удив ...