Учебная деятельность С.Л. Рубинштейном [73] рассматривается как особая, имеющая свои специфические группы мотивов, которые оказывают влияние на учение, овладение знаниями и навыками. В учебной деятельности он выделяет основные и не основные мотивы. К первым относятся мотивы учебной деятельности, связанные с подготовкой к одному виду деятельности и с переходом от него к другому более сложному, который будет открывать возможность овладениями знаниями, а само познание окружающего мира будет способствовать формированию интереса к знаниям. Ко вторым С.Л. Рубинштейн относит мотивы, в основе которых лежит личностное стремление проявить себя сильным, способным, имеющим долг перед школой, семьёй.
Большой вклад в теоретическое и экспериментальное изучение потребностей и мотивов учебной деятельности был внесён Л.И. Божович [10]. Все мотивы учения она делит на две большие группы. В первую группу входят мотивы, связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Вторая группа мотивов характеризует более широкие взаимоотношения ребёнка с окружающей средой, и связана с потребностями общения с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений {широкие социальные мотивы).
Выделенные группы мотивов характеризуют не только учебную деятельность, но более широкую сферу жизнедеятельности учащегося. Л.И. Божович [11]было доказано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.
Если мотивы, идущие от самой учебной деятельности, оказывают непосредственное воздействие на школьника, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности в её осуществлении, то функция второй группы мотивов иная. Порождённые всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь школьника, они побуждают его учебную деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от характера его непосредственного отношения к этой деятельности. [11] По результатам исследований, проведённых сотрудниками Л.И. Божович (Т.Е. Конниковой, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Н.М. Щеловановой, и др.) были выделены основные потребности, определяющие содержание и структуру мотивации учения в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Так, для учащихся младших классов ведущим становится стремление к положению школьника, к среднему школьному возрасту эта потребность ослабевает, на смену ей приходит желание занять определённое место в коллективе сверстников, завоевать авторитет, а в старшем школьном возрасте ведущую роль играет забота о своём положении в будущем, о предполагаемой профессии.
Проблема состава мотивации учения рассматривалась в отечественной психологии также и в контексте категории «отношение к учению». П.М. Якобсон выделяет три типа мотивации учения:
1. Мотивация, которая может быть условно названа «отрицательной»или мотивацией избегания.
2. Мотивация, которая может быть обозначена как положительная. В ней П.М. Якобсон [89] различает мотивацию, связанную с мотивами, лежащими во внеучебной деятельности.
3. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности. [89] Первый тип (мотив избегания неудачи) связан с осознанием школьником неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он будет плохо учиться (плохие отметки, порицание взрослых, неуважение со стороны товарищей и т.д.). Учащийся в этом случае сознаёт своё неравноправное положение среди хорошо успевающих детей, а отрицательное отношение к урокам и неуважительное отношение со стороны коллектива вызывает у него отрицательные эмоции.
Характеристики коллектива (воинского), его формирование и управление.
Основными характеристиками и одновременно (что немаловажно) необходимыми условиями формирования и управления коллектива являются:
· Общие, социально одобряемые цели и задачи совместной деятельности.
· Наличие четко сформированных критериев эффективности управления коллективом (группой).
· Наличие сильного лидера, заинтересованного в ...
Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта
Цель:
изучить склонность личности к риску.
Оснащение:
инструкция к методике, Рабочий бланк – анкета, содержит 25 вопросов.
Инструкция:
Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла - полностью согласен, п ...
Роль игры в развитии воображения
Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (оно способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ребенок никогда не видел), и в повседневной жизни (помогает принимать решения и предвидеть их последствия).
Однако в сложившихся и традиционно существующих у нас сис ...