Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
Страница 4

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте

Учебная деятельность С.Л. Рубинштейном [73] рассматривается как особая, имеющая свои специфические группы мотивов, которые оказывают влияние на учение, овладение знаниями и навыками. В учебной деятельности он выделяет основные и не основные мотивы. К первым относятся мотивы учебной деятельности, связанные с подготовкой к одному виду деятельности и с переходом от него к другому более сложному, который будет открывать возможность овладениями знаниями, а само познание окружающего мира будет способствовать формированию интереса к знаниям. Ко вторым С.Л. Рубинштейн относит мотивы, в основе которых лежит личностное стремление проявить себя сильным, способным, имеющим долг перед школой, семьёй.

Большой вклад в теоретическое и экспериментальное изучение потребностей и мотивов учебной деятельности был внесён Л.И. Божович [10]. Все мотивы учения она делит на две большие группы. В первую группу входят мотивы, связанные с содержанием самой учебной деятельности и процессом её выполнения. К ним относятся познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками. Вторая группа мотивов характеризует более широкие взаимоотношения ребёнка с окружающей средой, и связана с потребностями общения с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений {широкие социальные мотивы).

Выделенные группы мотивов характеризуют не только учебную деятельность, но более широкую сферу жизнедеятельности учащегося. Л.И. Божович [11]было доказано, что обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления учебной деятельности.

Если мотивы, идущие от самой учебной деятельности, оказывают непосредственное воздействие на школьника, помогая ему преодолевать встречающиеся трудности в её осуществлении, то функция второй группы мотивов иная. Порождённые всем социальным контекстом, в котором протекает жизнь школьника, они побуждают его учебную деятельность посредством сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо от характера его непосредственного отношения к этой деятельности. [11] По результатам исследований, проведённых сотрудниками Л.И. Божович (Т.Е. Конниковой, М.С. Неймарк, Л.С. Славиной, Н.М. Щеловановой, и др.) были выделены основные потребности, определяющие содержание и структуру мотивации учения в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Так, для учащихся младших классов ведущим становится стремление к положению школьника, к среднему школьному возрасту эта потребность ослабевает, на смену ей приходит желание занять определённое место в коллективе сверстников, завоевать авторитет, а в старшем школьном возрасте ведущую роль играет забота о своём положении в будущем, о предполагаемой профессии.

Проблема состава мотивации учения рассматривалась в отечественной психологии также и в контексте категории «отношение к учению». П.М. Якобсон выделяет три типа мотивации учения:

1. Мотивация, которая может быть условно названа «отрицательной»или мотивацией избегания.

2. Мотивация, которая может быть обозначена как положительная. В ней П.М. Якобсон [89] различает мотивацию, связанную с мотивами, лежащими во внеучебной деятельности.

3. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности. [89] Первый тип (мотив избегания неудачи) связан с осознанием школьником неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он будет плохо учиться (плохие отметки, порицание взрослых, неуважение со стороны товарищей и т.д.). Учащийся в этом случае сознаёт своё неравноправное положение среди хорошо успевающих детей, а отрицательное отношение к урокам и неуважительное отношение со стороны коллектива вызывает у него отрицательные эмоции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Экспериментальная работа по исследованию морально-волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового возраста. Цели, задачи и организация исследования
Цель исследования: выявить и описать условия формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом. Задачи исследования: – Проанализировать особенности формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом. – На основе теоретического и практического анализа ...

Когнитивные процессы и их влияние на формирование стереотипов. Категоризация
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством стимулов – с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, – и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы стал ...

Соответствие общих целевых ориентаций требованиям предпринимательской деятельности
То, что движет поступками людей, что определяет направленность их поведения сильно различается. Для руководителя особенно важно, чтобы он четко сознавал свои ценности и цели. При отборе кандидатов предлагается оценить насколько четки его цели, согласно тесту 1 [23] Тест 1 В Приложении 1 приведены 10 утверждений. Оцените, как часто эти ...