Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
Страница 2

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте

Характерной особенностью развития являются возникающие у ребёнка после 2 лет негативизм, упрямство, непослушание и строптивость, - симптомы, которые составляют кризис трёхлетнего возраста. Появление этих ре акций можно, по всей видимости, рассматривать как зарождение потребности автономии, признании и уважении. Достаточное удовлетворение этих потребностей на этом этапе способствует дальнейшему формированию у ребёнка глобального чувства самоуважения - одной из фундаментальных потребностей человека. [70]

На третьем году жизни существенно изменяется потребность ребёнка в общении. Кризис 3 лет протекает в атмосфере перестройки взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей - ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми (Л.С. Выготский [15]).

Изменяются требования ребёнка к взрослому, который выступает в первую очередь как партнёр по взаимодействию и от которого требуются не только внимание, любовь, но и понимание, сопереживание, уважение.

На третьем году жизни у ребёнка возникает существенный и довольно постоянный интерес к другим детям, потребность в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в истинно социальное взаимодействие, которое приводит к созданию маленьких детских сообществ с собственными законами и правилами жизни. (70)

У ребёнка дошкольного возраста постепенно зарождаются истинно мотивационные формы поведения, направленного на достижение, причём полученный в этом возрасте опыт во многом предопределяет будущее такого поведения. Приблизительно в 5 - 6 лет у детей начинают проявляться индивидуальные различия в мотивации достижения. Это находит своё выражение в уровне сложности задания, которое дети берутся выполнить. Такие различия определяются в первую очередь поведением родителей: их одобрением, признанием успехов ребёнка и стилем воспитания (Ж.К. Дандарова [55]).

По мнению Л.И. Божович [10], А.Н. Леонтьева [35] и др. в старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные мотивы (потребность в социальном признании, стремление к игровым видам деятельности, потребность в самоутверждении. К концу дошкольного возраста ребёнок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника. Собственно учебный мотив (осознанная потребность в приобретении знаний и развитии своих способностей) формируется в процессе школьного обучения и в мотивационной структуре дошкольников и начинающих школьников, как правило, отсутствует.

Мотивация школьника является видовым понятием по отношению к мотивации человека. Она составляет ту часть его мотивационной сферы, которая формируется на определённом этапе жизни и связана с местом его пребывания. Главное, что отличает один вид мотивации от другого, состоит в различии «социальной ситуации развития» [15], в которой она формируется.

Благодаря исследованиям М.А. Данилова и Б.П. Есипова, Г.И. Щукиной в теорию и практику обучения в 60-е годы вошли понятия «мотивация учения», «познавательный интерес». Как виды учебной мотивации исследуются такие мотивы как познавательный интерес (Г.И. Щукина,), духовные потребности (Ю.В. Шаров,), мотивы долга (Ю.К. Бабанский,; З.Б. Шабалина,). В целом, под, мотивацией учения понимают систему целей, потребностей и мотивов, которые побуждают человека овладевать знаниями, способами познания, быть активным в учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Полезные советы
Женщинам карьера дается труднее, ведь у них нет жены, которая бы толкала их вперед. (Янина Ипохорская) Дорогие женщины, конечно, не нужно отказываться от ориентации на отношения, однако для успеха на работе нужно нацеливаться и на ответственность за дело. Попытайтесь мыслью и чувством настроиться на то, чтобы брать на себя ответственно ...

Современное состояние изучения проблем психологии управления
Для иллюстрации и более наглядного представления актуальности проблемы мною рассмотрены авторефераты диссертаций по проблеме управления за последние 10 лет, находящиеся в Российской государственной библиотеке. Результаты исследования сведены в таблицы. Проведен количественный анализ – рассмотрена электронная база данных, содержащая да ...

Форма завершения занятия. Обсуждение основных моментов тренинга.
Тренер подводит итог проведённой работе. Упоминает основные упражнения, успешно решённые задачи, отработанные навыки. Далее он просит каждого участника по кругу высказать собственное мнение о тренинге: наиболее запомнившиеся задания, наиболее эффективные, на его взгляд, упражнения, впечатления. Завершающее упражнение. “Аплодисменты по ...