Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте
Страница 5

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Развитие мотивации учебной деятельности в детском возрасте

Такая мотивация учения не отражает содержание учебной деятельности и находится как бы за её пределами. В свою очередь, это не может привести к положительным учебным результатам, поскольку учение требует каждодневных усилий, стремлений и т.д.

Второй тип характерен для мотивации, которая также связана с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности, но в отличие от первого типа имеет положительный эмоциональный компонент. Прежде всего, это гражданские и моральные мотивы, положительное влияние на учебную деятельность оказывают коллективистические мотивы.

Третий тип — это мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности. Учащийся стремится овладеть определённым кругом знаний, умений и навыков. В основе этого стремления лежит любознательность, стремление познавать всё новое, мотив достижения, творчества, самовыражения в учении. [89]

Заслуживают особого внимания и работы, посвященные исследованию полимотивации учебной деятельности школьников. Проблема полимотивации учения широко освящается в работах таких отечественных учёных, как В.Ф. Моргун, А.К. Маркова, М.В. Матюхина. Они считают, что каждый мотив может быть ведущим, доминирующим или второстепенным. Связи между мотивами носят диалектический характер. Социальные мотивы создают благоприятные условия для формирования мотивов, связанных с учебной деятельностью. Если эти условия реализуются - мотивы учебной деятельности становятся доминирующими. Формируясь, мотивы учебной деятельности позволяют полноценно реализовывать потребности, связанные с внеучебной деятельностью, на более высоком уровне. Доминирующими в учебной деятельности школьника могут быть мотивы долга и мотивы самообразования (А.К. Маркова, М.В. Матюхина,). В.Ф. Моргун [50] выделяет два ведущих мотива учения - мотив познания и мотив общения.

У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребёнка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьёзную общественно значимую деятельность (Л.И. Божович). На первых порах пребывания в школе эти мотивы в сочетании с определёнными познавательными интересами способны обеспечить включение ребёнка в освоение учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.

К концу 1 класса (а иногда намного раньше) у большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной. И на её месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает следующие группы мотивов (М.В. Матюхина [47]):

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с её прямым продуктом:

1) мотивы, связанные с содержанием учения (учиться побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть изучаемых явлений);

2) мотивы, связанные с процессом учения (учиться побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных заданий.

II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) широкие социальные мотивы:

а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Онтологии и функции конфликта в ситуации учения-обучения. Конфликтный аспект взаимодействий в ситуации учения-обучения
Разрешение противоречий различного содержания происходит в актах деятельности, коммуникации и мышления и представляет из себя сложный, неоднозначный и как правило, непредсказуемый процесс. Акты действия, коммуникации и мышления, прежде чем совершиться, предполагают ситуации, из которых они вытекают и которыми определяются. Ситуации, в с ...

Когнитивные процессы и их влияние на формирование стереотипов. Категоризация
В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством стимулов – с объектами окружающего мира; с людьми, которых мы встречаем; с тем, что мы слышим или говорим, – и практически невозможно, чтобы мы отследили их все. То есть когда наше сознание создает ментальные образы всех людей, мест, событий, ситуаций и действий, с которыми мы стал ...

Рыбак рыбака видит издалека
Коль скоро богатство - это власть, то всякая власть неизбежно, тем или иным способом, приберет к рукам богатство. (Эдмунд Берк) Кажется, что мужчины имеют прямо-таки "инстинкт власти". Западные психологи открыли, что модели поведения на работе связаны с системами коры головного мозга, напоминающими мозг рептилий. Именно они, ...