Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Страница 3

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

В 3 и 4 классах имеются более широкие возможности для коррекции мотивов учебной деятельности в силу происшедшего психического развития учащихся в процессе учебно-воспитательной работы и осуществлённой коррекции в предыдущие годы. Их положительное отношение к учебной деятельности мотивируется более высоким уровнем развития мотивов. Здесь уже, хотя и элементарно, проявляются мотивы широкого социального значения (необходимость овладения знаниями для будущей жизни и работы, стремление одержать победу в соревновании классов и т.д.). Но всё же у большинства учащихся положительное отношение к учению продолжает побуждаться требованиями со стороны учителя, воспитателя, родителей, требованиями школы. [32]

По мнению И.П. Ушаковой, к 5 классу дети с нарушением интеллекта привыкают к школьной жизни, для них становятся более приятными и доступными требования школы, они воспринимают их более осознанно, многие требования могут объяснить и понимают их необходимость. Вместе с этим у них растёт заинтересованность новыми и всё более разнообразными сторонами школьной жизни и учения, растёт привязанность к учителям и одноклассникам. Всё это способствует появлению новых групп мотивов учения и повышает степень их осознанности. Это мотивы, связанные с общественной жизнью школы и класса, с внеклассными мероприятиями, со школьной дисциплиной, с привязанностью к учителю и школьным товарищам.

Таким образом, мы можем выделить у учеников начальных классов три группы мотивов: мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, мотивы широкого социального значения и мотивы, связанные со стимуляцией со стороны учителя и воспитателя.

Кроме этого, у 11 учеников отношение к учебной деятельности побуждается мотивами, непосредственно связанными с учебной деятельностью, т.е. такими, как интерес к школьной обстановке, интерес к процессу письма или чтения, стремление получить хорошую отметку или похвалу учителя и т.п.

В 3 классе наблюдается проявление у учащихся, хотя и в элементарном виде, мотивов широкого социального значения.

Отношение к учению, побуждаемое со стороны, находится на довольно низком уровне осознанности, однако имеет место и в 7 и в 8 классах. Это объясняется наличием в каждом классе определённых групп детей: учеников с более глубоким и сложным дефектом по сравнению с другими учениками класса. Кроме того, как показали собранные И.П. Ушаковой материалы, такое отношение часто характерно и для детей с преобладанием процесса торможения, а также для детей с резким недоразвитием эмоционально-волевой сферы и более глубоким нарушением личности. К этим группам детей в процессе всего их обучения необходимо использовать различные формы индивидуального подхода при формировании их мотивов учения и отношения к учебной деятельности в целом.

У школьников с нарушением интеллекта наблюдается короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности, как известно, человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более общими, отдалёнными задачами. Учащиеся с нарушением интеллекта руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности [66].

Б.И. Пинский отмечает, что к выполнению поставленной задачи школьники с нарушением интеллекта приступают без должной предварительной ориентировки в ней, без предварительного уточнения её условий и требований, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, ведущих к определённой цели. Задача выполняется ими без предварительных поисков, проб, без предварительного установления принципа действия. В процессе деятельности учащиеся с нарушением интеллекта не совершенствуют способы действия и не заменяют их другими, если они не приводят к нужной цели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Власть делает женщину популярной и успешной
Умение руководить - это искусство записать на свой счет тяжелую работу, сделанную другими. Приступая к руководству коллективом, женщины часто заблуждаются в следующем. Во-первых, они думают, что если откажутся от принуждения, то подчиненные будут работать более добросовестно и свободно. Это мнение чаще всего является ошибочным. Сотрудн ...

Особенности воображения в дошкольном возрасте
Характеризуя детское воображение как богатое или бедное, следует иметь в виду, что по этому вопросу существуют различные точки зрения. Согласно одним представлениям воображение дошкольников значительно богаче, чем взрослых, поскольку маленькие дети вообще живут наполовину в мире своей фантазии. Другие считают, что поскольку основным ист ...

Управление общением в коллективе
Общение в коллективе – коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения. Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе: · информативная, передача сведений, · интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между членами ...