Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью
Страница 2

Психология » Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта » Динамика развития мотивации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

Все рассмотренные выше примеры отношения к учебной деятельности учеников с нарушением интеллекта носят неосознанный характер, т. е. побуждаются со стороны и не являются убеждением самого ученика.

Осознанное отношение к учебной деятельности в младших классах имеет место очень редко и только в элементарных его проявлениях. Но уже во 2 классе у некоторых детей наблюдаются элементы сознательного отношения к учебной деятельности, которые с каждым годом всё более расширяются под воздействием учебно-воспитательной и коррекционной работы/

В процессе развития положительного отношения к учебной деятельности у учащихся корригируются познавательные интересы, пополняются знания, формируются навыки и т.д. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует ученика к ещё более лучшему отношению к школе. [32]

Говоря о положительном отношении ученика к учебной деятельности, невозможно не упомянуть об особенностях мотивов такого отношения, т.к. его психологическая сущность может быть понята только при рассмотрении всей совокупности мотивов, которыми оно определяется.

Анализируя мотивы, нужно иметь в виду, что у каждого школьника имеется своеобразная иерархия мотивов: его отношение к учению одновременно может побуждаться несколькими мотивами, причём одни из них будут ведущими, другие - второстепенными. Одни будут утрачиваться, другие возникать вновь и т.д.

В процессе изучения мотивов учения, прежде всего возникает задача систематизации их разнообразных форм, установления связи между звеньями мотивации, выделения действенных и определяющих мотивов. Выяснение данного круга вопросов поможет определить, что побуждает отношение ученика с нарушением интеллекта к учению, выделить те проявления психики, которые в известных условиях приобретают свойства побуждения, и, наконец, определить пути коррекции мотивационной сферы применительно к определённому возрасту и классу.

Положительное отношение к учению у учащихся с нарушением интеллекта может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность учителя, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и учителем требования и др. [32]

Наблюдения И.П. Ушаковой [32 ]показали, что у учащихся 1, 2, а часто и 3 класса специальной школы очень часто с мотивационной стороны ещё не возникло должного ответственного отношения к учению и к школьным обязанностям. Частично это объясняется тем, что у детей с нарушением интеллекта нет тех широких возможностей в процессе дошкольного воспитания, которые могли бы подготовить их мотивационную сторону. Они чаще всего воспитываются в узком кругу своих родных, редко посещают дошкольные учреждения, мало общаются со сверстниками. Ведущей же причиной является то, что у таких детей имеется общее недоразвитие психики, интеллекта и личности в целом. Всё это отрицательно сказывается на формировании у них правильного взгляда на цели и мотивы труда взрослых, на содержание их деятельности, что влияет на возникновение потребности в серьёзной учебной деятельности.

На общем фоне положительного отношения к школе у учащихся 1 и 2 классов специальной школы И.П. Ушакова отмечает, что в большинстве своём их привлекают не учебный процесс, не серьёзная учебная деятельность и желание приобщиться к общественно значимой деятельности, а совершенно другие стороны учебного процесса: внешняя школьная обстановка, школьные принадлежности, игры с товарищами и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Этнические диспозиции
Этническое в личности - целостная система отношений и установок, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и проявляющаяся, актуализирующаяся в данное историческое время, в данной этносоциальной среде. Этническая установка призвана регулировать способ социального существования (бытия) человека, поскольку этничес ...

Функции семьи
Репродуктивная: в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регул ...

Выводы
Выводы по научной работе: 1. Проблема психосоматических заболеваний актуальна на сегодняшний день и требует дальнейшего изучения и новых открытий. 2. Гипотеза исследования о том, что пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а т ...