Р. Чалдини, Д. Кенриком и С. Нейбергом представлена сравнительная характеристика трех стилей управления в коллективе (таб. 5).
Таблица 5
Сравнительная характеристика стилей управления
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | |
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. |
Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. |
Демократический стиль | |
Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются. |
Либеральный стиль | |
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. |
Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера. |
Практика управления коллективом в современных условиях показывает, что выбор стиля руководства детерминирован быстро меняющейся организационной ситуацией. Наиболее эффективным является умелое и своевременное использование руководителем каждого стиля и их сочетания в зависимости от сложившейся управленческой ситуации [54, с. 179].
При этом А.Н. Занковский предпочитает выделять также субъективные факторы, которые способны повлиять на определенный стиль управления, это:
ü индивидуально-психические особенности личности руководителя (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.);
ü актуальные для человека жизненные и профессиональные ценности, установки, интериоризированные групповые нормы и адекватная самооценка;
ü наличие у руководителя авторитета. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями, уровень общей и управленческой культуры, образования (в частности, знание основ теории управления), имеющийся общий и управленческий опыт [21, с. 330].
По мнению А.В. Быкова, в деятельности руководителя в системе отношений «человек – человек» как правило, сочетаются также непроизвольное и сознательное воздействия на коллектив, хотя соотношение их бывает разным. Итак, воздействие руководителя на коллектив в системе «человек-человек» может быть прямым, непосредственным, когда он предъявляет требования к людям. Разрешает проблемы межличностных отношений, и косвенным, когда руководитель организует оптимальные условия труда и воспитания кадров. Хорошо организованный труд, обеспечивающий ритмичную работу коллектива и каждого из его членов, без срывов и последующих авралов, способствует психологической уравновешенности, положительно сказывается на настроении людей. Значимость для подчиненных черт руководителя в такой системе отношений, при которых осуществляется добровольное подчинение ему на основании доверия связано с авторитетом руководителя. Существует взаимосвязь престижа должности и авторитета личности руководителя. Их равновесие свидетельствует о правильном соотнесении престижа должности и действий руководителя по утверждению своего авторитета. Авторитет личности более значим и индивидуален, потому руководитель должен быть обеспокоен тем, насколько люди верят в его знания, опыт и личностные качества (рис. 8).
Выводы
1. Умение управлять - важнейшее качество офицера любого звена управления.
2. Знание основ управленческой деятельности необходимое условие успешной службы офицера.
3. Основным вопросами, психологии управления на мой взгляд являются:
- управленческие отношения (групповые и личностные взаимоотношения; отношения руководства, лидерство), ...
“Здесь и теперь”
Цель упражнения: упражнение позволяет получить полезный в содержательном плане материал, в то же время решая задачу включения каждого участника в ситуацию групповой работы.
Инструкция: Все участники садятся в круг.
«Сейчас у каждого из вас будет 1,5 минуты для того, чтобы обратиться к группе. Цель обращения: помочь каждому отвлечься о ...
Факторы, влияющие на общение. Характер
Может быть характер человека является причиной его проблем в общении с другими людьми. Что это такое? В повседневной жизни мы нередко связываем те или иные поступки, действия, привычки людей с их характером. Правильно ли это? Действительно, в психологическом плане под характером понимается совокупность (или сочетание) устойчивых индивид ...