Р. Чалдини, Д. Кенриком и С. Нейбергом представлена сравнительная характеристика трех стилей управления в коллективе (таб. 5).
Таблица 5
Сравнительная характеристика стилей управления
|
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
|
Авторитарный стиль | |
|
Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. |
Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны. Голос руководителя – решающий. |
|
Демократический стиль | |
|
Распоряжения и запреты – с советами. Позиция лидера – внутри группы |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются. |
|
Либеральный стиль | |
|
Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. |
Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера. |
Практика управления коллективом в современных условиях показывает, что выбор стиля руководства детерминирован быстро меняющейся организационной ситуацией. Наиболее эффективным является умелое и своевременное использование руководителем каждого стиля и их сочетания в зависимости от сложившейся управленческой ситуации [54, с. 179].
При этом А.Н. Занковский предпочитает выделять также субъективные факторы, которые способны повлиять на определенный стиль управления, это:
ü индивидуально-психические особенности личности руководителя (характер, темперамент, способности, волевые качества и др.);
ü актуальные для человека жизненные и профессиональные ценности, установки, интериоризированные групповые нормы и адекватная самооценка;
ü наличие у руководителя авторитета. Авторитетный руководитель, как правило, более демократичен, потому что авторитет является той силой, которая воздействует на подчиненных кроме прямого управленческого воздействия. И наоборот, отсутствие авторитета руководитель пытается компенсировать жесткими, директивными действиями, уровень общей и управленческой культуры, образования (в частности, знание основ теории управления), имеющийся общий и управленческий опыт [21, с. 330].
По мнению А.В. Быкова, в деятельности руководителя в системе отношений «человек – человек» как правило, сочетаются также непроизвольное и сознательное воздействия на коллектив, хотя соотношение их бывает разным. Итак, воздействие руководителя на коллектив в системе «человек-человек» может быть прямым, непосредственным, когда он предъявляет требования к людям. Разрешает проблемы межличностных отношений, и косвенным, когда руководитель организует оптимальные условия труда и воспитания кадров. Хорошо организованный труд, обеспечивающий ритмичную работу коллектива и каждого из его членов, без срывов и последующих авралов, способствует психологической уравновешенности, положительно сказывается на настроении людей. Значимость для подчиненных черт руководителя в такой системе отношений, при которых осуществляется добровольное подчинение ему на основании доверия связано с авторитетом руководителя. Существует взаимосвязь престижа должности и авторитета личности руководителя. Их равновесие свидетельствует о правильном соотнесении престижа должности и действий руководителя по утверждению своего авторитета. Авторитет личности более значим и индивидуален, потому руководитель должен быть обеспокоен тем, насколько люди верят в его знания, опыт и личностные качества (рис. 8).
“Дар убеждения”
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи; знакомство со способами убеждения в различных культурах.
Инструкция: вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участн ...
Методика проведения обучающего эксперимента
Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка. Вначале развиваются в основном динамические физические качества. Это – сила, быстрота и скорость реакции. Затем вырабатываются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойч ...
Анализ рисунка
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:
-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.
-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.
-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали. ...








