Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на формирование социально-психологического климата
Страница 1

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на формирование социально-психологического климата

Проблема формирования социально-психологического климата педагогического коллектива стояла остро всегда, но еще острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы их профессиональная деятельность, т.е. учебно-воспитательный процесс был наиболее эффективным.

Психологический климат коллектива педагогов рассматривался такими исследователями, как Н.А. Аминовым, Н.П. Аникеевой, М.М. Рыбаковой, Н.А. Янковской и др.

Все вышеперечисленные исследователи, прежде всего, подчеркивают, что уровень социально-психологического климата проявляется в настроении его членов и, как было сказано ранее, определяется их работоспособность, психологическим и физическим самочувствием, сформировавшимся под эмоциональным настроем. Следствием нормативного рабочего самочувствия является чувство единства в рабочей атмосфере и высокий уровень профессиональных способностей.

По мнению Н.А. Аминова, к числу условий, зависящих от самого учителя, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой. Психологическая установка создаётся тем, что учитель мысленно представляет себе класс и объект необходимой работы. Эмоциональный настрой – это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного материала и сложившихся норм и правил внутригрупповых отношений в педагогическом коллективе. Здесь, как и в любых других организационно-управленческих коллективах большую роль в общем настроении определяется всегда особенностями руководства данной школой. Возможности руководителей школы в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики [1, с. 24 – 25].

Так в исследованиях Н.П. Аникеевой одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Выполнение данной функции способствует повышению воспитательных возможностей и сокращению текущих кадров педагогическом коллективе. По словам Аникеевой сплоченный коллектив – это устойчивый коллектив, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами [5, с. 32].

Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения в коллективе.

Стиль управления в педагогическом коллективе, как правило, преимущественно выражается в том, какими способами руководитель побуждает коллектив к инициативному направлению возложенных на него обязанностей. В связи с этим М.М. Рыбакова выделяет два компонента, характеризующих стиль руководства: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними [42, с. 61]. При всем при этом сложность и разнообразие отношений между руководителем и подчиненными по утверждениям С. Нейберга и Р. Чалдини, как правило, всегда диктуется инвариантностью конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Так, в качестве наиболее часто используемого основания для классификаций стилей руководства называют особенности делегирования полномочий подчиненными, с этой позиции принято выделять три стиля управления, наиболее часто использующиеся для характеристики управленческой деятельности в отечественной психологии управления: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либеральный (попустительский) [54, с. 172]. Рассмотрим каждый из предлагаемых стилей руководства отдельно.

Страницы: 1 2 3 4