Заключение
Страница 1

Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.

Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.

Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха

Таблица 1

Порядковый № испытуемого

Гендер

В

А

К

I.1

I.2

I.1.1

I.2.1

I.3

1

9

7

7

8

5,0

4,9

5,5

36

5,1

5,0

5,5

30

2

2

8

10

8

7

5,3

4,8

5,2

35

5,1

4,8

37

0,5

3

9

4

2

2

4,7

4,4

5,0

33

4,2

4,0

5,1

39

0,5

4

9

8

6

6

5,5

5,3

5,0

36

5,6

5,5

5,3

25

1,8

5

8

7

13

8

5,5

5,7

5,2

63

5,7

5,9

5,5

62

-0,1

6

5

4

10

8

5,0

5,4

4,8

33

4,8

5,0

4,5

43

0,7

7

8

8

13

7

5,6

5,4

5,2

35

5,5

5,1

4,9

40

0,8

8

3

4

5

3

5,9

4,9

5,5

28

5,9

5,3

5,6

26

0,8

9

5

6

7

6

4,7

4,9

5,0

45

4,9

5,1

5,1

44

-1,5

10

2

6

9

6

5,1

5,4

5,3

50

5,2

5,7

5,7

34

1,8

11

3

6

9

6

5,5

5,3

4,8

31

5,8

5,7

5,1

24

1,4

12

2

6

5

8

4,1

4,6

4,8

28

4,5

4,8

4,9

23

2,4

13

9

8

7

10

5,5

5,2

5,2

31

5,2

5,0

4,8

35

1

14

5

12

9

8

5,3

5,0

4,8

33

5,1

4,9

4,5

44

0,3

15

9

8

5

7

5,5

5,4

5,0

38

5,3

5,4

4,9

44

-1

16

6

8

7

7

5,3

5,5

5,2

38

5,5

5,6

5,3

36

1

17

5

2

6

8

4,9

5,0

5,3

31

5,1

5,3

5,2

28

2,5

18

8

7

9

7

5,1

4,6

5,2

42

5,2

4,8

5,4

40

1

19

8

4

6

3

4,3

5,0

5,1

38

4,2

4,7

4,9

39

-0,1

20

5

5

7

5

5,3

5,2

5,2

27

5,0

5,0

5,1

29

0,2

21

9

10

9

9

4,8

4,9

4,7

25

5,0

5,3

5,0

23

1,1

22

9

11

8

9

5,4

5,6

5,3

33

5,6

5,7

5,6

30

1,4

23

6

12

10

10

4,3

4,2

4,5

32

4,1

4,0

4,3

28

0,9

24

6

13

9

10

4,1

4,5

5,0

42

4,5

5,1

5,3

45

1,5

25

5

0

4

2

5,6

5,9

5,8

29

5,3

5,6

5,7

31

-0,3

26

3

12

11

11

5,4

4,8

4,6

33

5,5

5,0

4,9

29

1,3

27

5

5

8

3

5,3

5,6

5,4

34

5,6

5,7

5,6

30

2,1

28

2

5

5

7

5,1

5,3

5,1

52

5,3

5,6

5,2

51

-1,0

29

8

7

6

6

4,9

5,5

5,5

41

5,0

5,7

5,5

40

3,0

30

9

12

11

8

4,0

4,5

4,3

32

4,2

4,6

4,5

30

1,1

31

3

12

10

10

5,7

5,3

5,5

41

5,5

5,0

5,4

21

0,4

32

5

7

9

8

4,7

4,3

4,4

30

4,6

4,1

4,1

41

0,5

33

8

7

10

8

5,6

5,3

5,5

45

5,3

5,0

5,1

40

1,2

34

3

5

3

6

3,9

4,0

4,3

29

4,3

4,5

4,7

38

0,9

35

5

10

9

5

4,8

5,2

5,1

22

4,5

5,0

5,0

21

1,4

36

8

4

2

2

5,3

5,7

5,6

34

5,4

5,9

5,9

30

2,0

37

9

8

4

6

5,4

4,9

4,9

44

5,7

5,0

5,4

33

-0,1

38

8

8

6

9

5,0

5,0

5,1

45

5,3

5,0

5,3

44

1,5

39

5

8

9

10

4,9

5,0

5,3

25

5,2

5,3

5,4

26

1,4

40

2

9

8

11

5,6

5,5

5,2

31

5,9

5,7

5,4

27

2,3

41

3

4

8

6

5,1

4,9

5,0

42

5,3

5,0

5,4

40

1,0

42

3

5

8

9

5,3

5,5

5,1

33

5,4

5,8

5,4

31

1,5

43

6

10

9

7

4,8

4,9

5,2

32

4,4

4,4

5,0

28

0,9

44

6

13

12

7

4,9

5,4

5,2

35

5,2

5,6

5,3

33

0,2

45

8

6

10

11

5,1

5,4

5,5

25

5,4

5,5

5,7

30

0,8

46

3

9

10

8

4,8

5,4

5,4

41

5,0

5,6

5,6

38

1,2

47

5

6

5

3

5,3

4,9

4,8

36

5,0

4,9

4,7

38

-0,2

48

5

9

8

11

4,7

5,4

4,8

34

5,0

5,5

4,9

32

1,5

Страницы: 1 2 3 4 5 6