Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.
Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.
Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха
Таблица 1
Порядковый № испытуемого |
Гендер |
В |
А |
К |
I.1 |
I.2 |
I.1.1 |
I.2.1 |
I.3 |
1 |
9 |
7 |
7 |
8 |
5,0 4,9 5,5 |
36 |
5,1 5,0 5,5 |
30 |
2 |
2 |
8 |
10 |
8 |
7 |
5,3 4,8 5,2 |
35 |
5,1 4,8 |
37 |
0,5 |
3 |
9 |
4 |
2 |
2 |
4,7 4,4 5,0 |
33 |
4,2 4,0 5,1 |
39 |
0,5 |
4 |
9 |
8 |
6 |
6 |
5,5 5,3 5,0 |
36 |
5,6 5,5 5,3 |
25 |
1,8 |
5 |
8 |
7 |
13 |
8 |
5,5 5,7 5,2 |
63 |
5,7 5,9 5,5 |
62 |
-0,1 |
6 |
5 |
4 |
10 |
8 |
5,0 5,4 4,8 |
33 |
4,8 5,0 4,5 |
43 |
0,7 |
7 |
8 |
8 |
13 |
7 |
5,6 5,4 5,2 |
35 |
5,5 5,1 4,9 |
40 |
0,8 |
8 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5,9 4,9 5,5 |
28 |
5,9 5,3 5,6 |
26 |
0,8 |
9 |
5 |
6 |
7 |
6 |
4,7 4,9 5,0 |
45 |
4,9 5,1 5,1 |
44 |
-1,5 |
10 |
2 |
6 |
9 |
6 |
5,1 5,4 5,3 |
50 |
5,2 5,7 5,7 |
34 |
1,8 |
11 |
3 |
6 |
9 |
6 |
5,5 5,3 4,8 |
31 |
5,8 5,7 5,1 |
24 |
1,4 |
12 |
2 |
6 |
5 |
8 |
4,1 4,6 4,8 |
28 |
4,5 4,8 4,9 |
23 |
2,4 |
13 |
9 |
8 |
7 |
10 |
5,5 5,2 5,2 |
31 |
5,2 5,0 4,8 |
35 |
1 |
14 |
5 |
12 |
9 |
8 |
5,3 5,0 4,8 |
33 |
5,1 4,9 4,5 |
44 |
0,3 |
15 |
9 |
8 |
5 |
7 |
5,5 5,4 5,0 |
38 |
5,3 5,4 4,9 |
44 |
-1 |
16 |
6 |
8 |
7 |
7 |
5,3 5,5 5,2 |
38 |
5,5 5,6 5,3 |
36 |
1 |
17 |
5 |
2 |
6 |
8 |
4,9 5,0 5,3 |
31 |
5,1 5,3 5,2 |
28 |
2,5 |
18 |
8 |
7 |
9 |
7 |
5,1 4,6 5,2 |
42 |
5,2 4,8 5,4 |
40 |
1 |
19 |
8 |
4 |
6 |
3 |
4,3 5,0 5,1 |
38 |
4,2 4,7 4,9 |
39 |
-0,1 |
20 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5,3 5,2 5,2 |
27 |
5,0 5,0 5,1 |
29 |
0,2 |
21 |
9 |
10 |
9 |
9 |
4,8 4,9 4,7 |
25 |
5,0 5,3 5,0 |
23 |
1,1 |
22 |
9 |
11 |
8 |
9 |
5,4 5,6 5,3 |
33 |
5,6 5,7 5,6 |
30 |
1,4 |
23 |
6 |
12 |
10 |
10 |
4,3 4,2 4,5 |
32 |
4,1 4,0 4,3 |
28 |
0,9 |
24 |
6 |
13 |
9 |
10 |
4,1 4,5 5,0 |
42 |
4,5 5,1 5,3 |
45 |
1,5 |
25 |
5 |
0 |
4 |
2 |
5,6 5,9 5,8 |
29 |
5,3 5,6 5,7 |
31 |
-0,3 |
26 |
3 |
12 |
11 |
11 |
5,4 4,8 4,6 |
33 |
5,5 5,0 4,9 |
29 |
1,3 |
27 |
5 |
5 |
8 |
3 |
5,3 5,6 5,4 |
34 |
5,6 5,7 5,6 |
30 |
2,1 |
28 |
2 |
5 |
5 |
7 |
5,1 5,3 5,1 |
52 |
5,3 5,6 5,2 |
51 |
-1,0 |
29 |
8 |
7 |
6 |
6 |
4,9 5,5 5,5 |
41 |
5,0 5,7 5,5 |
40 |
3,0 |
30 |
9 |
12 |
11 |
8 |
4,0 4,5 4,3 |
32 |
4,2 4,6 4,5 |
30 |
1,1 |
31 |
3 |
12 |
10 |
10 |
5,7 5,3 5,5 |
41 |
5,5 5,0 5,4 |
21 |
0,4 |
32 |
5 |
7 |
9 |
8 |
4,7 4,3 4,4 |
30 |
4,6 4,1 4,1 |
41 |
0,5 |
33 |
8 |
7 |
10 |
8 |
5,6 5,3 5,5 |
45 |
5,3 5,0 5,1 |
40 |
1,2 |
34 |
3 |
5 |
3 |
6 |
3,9 4,0 4,3 |
29 |
4,3 4,5 4,7 |
38 |
0,9 |
35 |
5 |
10 |
9 |
5 |
4,8 5,2 5,1 |
22 |
4,5 5,0 5,0 |
21 |
1,4 |
36 |
8 |
4 |
2 |
2 |
5,3 5,7 5,6 |
34 |
5,4 5,9 5,9 |
30 |
2,0 |
37 |
9 |
8 |
4 |
6 |
5,4 4,9 4,9 |
44 |
5,7 5,0 5,4 |
33 |
-0,1 |
38 |
8 |
8 |
6 |
9 |
5,0 5,0 5,1 |
45 |
5,3 5,0 5,3 |
44 |
1,5 |
39 |
5 |
8 |
9 |
10 |
4,9 5,0 5,3 |
25 |
5,2 5,3 5,4 |
26 |
1,4 |
40 |
2 |
9 |
8 |
11 |
5,6 5,5 5,2 |
31 |
5,9 5,7 5,4 |
27 |
2,3 |
41 |
3 |
4 |
8 |
6 |
5,1 4,9 5,0 |
42 |
5,3 5,0 5,4 |
40 |
1,0 |
42 |
3 |
5 |
8 |
9 |
5,3 5,5 5,1 |
33 |
5,4 5,8 5,4 |
31 |
1,5 |
43 |
6 |
10 |
9 |
7 |
4,8 4,9 5,2 |
32 |
4,4 4,4 5,0 |
28 |
0,9 |
44 |
6 |
13 |
12 |
7 |
4,9 5,4 5,2 |
35 |
5,2 5,6 5,3 |
33 |
0,2 |
45 |
8 |
6 |
10 |
11 |
5,1 5,4 5,5 |
25 |
5,4 5,5 5,7 |
30 |
0,8 |
46 |
3 |
9 |
10 |
8 |
4,8 5,4 5,4 |
41 |
5,0 5,6 5,6 |
38 |
1,2 |
47 |
5 |
6 |
5 |
3 |
5,3 4,9 4,8 |
36 |
5,0 4,9 4,7 |
38 |
-0,2 |
48 |
5 |
9 |
8 |
11 |
4,7 5,4 4,8 |
34 |
5,0 5,5 4,9 |
32 |
1,5 |
Эмпирическое исследования внимание и деятельности. Организация исследования
Методика «КОРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой.
Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 минут.
Испытания проводятся в группе из 10 ...
Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на не ...
Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей
из семей алкоголиков. Понятие
социальной реабилитация детей из семей алкоголиков
Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, при ...