Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.
Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.
Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха
Таблица 1
Порядковый № испытуемого |
Гендер |
В |
А |
К |
I.1 |
I.2 |
I.1.1 |
I.2.1 |
I.3 |
1 |
9 |
7 |
7 |
8 |
5,0 4,9 5,5 |
36 |
5,1 5,0 5,5 |
30 |
2 |
2 |
8 |
10 |
8 |
7 |
5,3 4,8 5,2 |
35 |
5,1 4,8 |
37 |
0,5 |
3 |
9 |
4 |
2 |
2 |
4,7 4,4 5,0 |
33 |
4,2 4,0 5,1 |
39 |
0,5 |
4 |
9 |
8 |
6 |
6 |
5,5 5,3 5,0 |
36 |
5,6 5,5 5,3 |
25 |
1,8 |
5 |
8 |
7 |
13 |
8 |
5,5 5,7 5,2 |
63 |
5,7 5,9 5,5 |
62 |
-0,1 |
6 |
5 |
4 |
10 |
8 |
5,0 5,4 4,8 |
33 |
4,8 5,0 4,5 |
43 |
0,7 |
7 |
8 |
8 |
13 |
7 |
5,6 5,4 5,2 |
35 |
5,5 5,1 4,9 |
40 |
0,8 |
8 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5,9 4,9 5,5 |
28 |
5,9 5,3 5,6 |
26 |
0,8 |
9 |
5 |
6 |
7 |
6 |
4,7 4,9 5,0 |
45 |
4,9 5,1 5,1 |
44 |
-1,5 |
10 |
2 |
6 |
9 |
6 |
5,1 5,4 5,3 |
50 |
5,2 5,7 5,7 |
34 |
1,8 |
11 |
3 |
6 |
9 |
6 |
5,5 5,3 4,8 |
31 |
5,8 5,7 5,1 |
24 |
1,4 |
12 |
2 |
6 |
5 |
8 |
4,1 4,6 4,8 |
28 |
4,5 4,8 4,9 |
23 |
2,4 |
13 |
9 |
8 |
7 |
10 |
5,5 5,2 5,2 |
31 |
5,2 5,0 4,8 |
35 |
1 |
14 |
5 |
12 |
9 |
8 |
5,3 5,0 4,8 |
33 |
5,1 4,9 4,5 |
44 |
0,3 |
15 |
9 |
8 |
5 |
7 |
5,5 5,4 5,0 |
38 |
5,3 5,4 4,9 |
44 |
-1 |
16 |
6 |
8 |
7 |
7 |
5,3 5,5 5,2 |
38 |
5,5 5,6 5,3 |
36 |
1 |
17 |
5 |
2 |
6 |
8 |
4,9 5,0 5,3 |
31 |
5,1 5,3 5,2 |
28 |
2,5 |
18 |
8 |
7 |
9 |
7 |
5,1 4,6 5,2 |
42 |
5,2 4,8 5,4 |
40 |
1 |
19 |
8 |
4 |
6 |
3 |
4,3 5,0 5,1 |
38 |
4,2 4,7 4,9 |
39 |
-0,1 |
20 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5,3 5,2 5,2 |
27 |
5,0 5,0 5,1 |
29 |
0,2 |
21 |
9 |
10 |
9 |
9 |
4,8 4,9 4,7 |
25 |
5,0 5,3 5,0 |
23 |
1,1 |
22 |
9 |
11 |
8 |
9 |
5,4 5,6 5,3 |
33 |
5,6 5,7 5,6 |
30 |
1,4 |
23 |
6 |
12 |
10 |
10 |
4,3 4,2 4,5 |
32 |
4,1 4,0 4,3 |
28 |
0,9 |
24 |
6 |
13 |
9 |
10 |
4,1 4,5 5,0 |
42 |
4,5 5,1 5,3 |
45 |
1,5 |
25 |
5 |
0 |
4 |
2 |
5,6 5,9 5,8 |
29 |
5,3 5,6 5,7 |
31 |
-0,3 |
26 |
3 |
12 |
11 |
11 |
5,4 4,8 4,6 |
33 |
5,5 5,0 4,9 |
29 |
1,3 |
27 |
5 |
5 |
8 |
3 |
5,3 5,6 5,4 |
34 |
5,6 5,7 5,6 |
30 |
2,1 |
28 |
2 |
5 |
5 |
7 |
5,1 5,3 5,1 |
52 |
5,3 5,6 5,2 |
51 |
-1,0 |
29 |
8 |
7 |
6 |
6 |
4,9 5,5 5,5 |
41 |
5,0 5,7 5,5 |
40 |
3,0 |
30 |
9 |
12 |
11 |
8 |
4,0 4,5 4,3 |
32 |
4,2 4,6 4,5 |
30 |
1,1 |
31 |
3 |
12 |
10 |
10 |
5,7 5,3 5,5 |
41 |
5,5 5,0 5,4 |
21 |
0,4 |
32 |
5 |
7 |
9 |
8 |
4,7 4,3 4,4 |
30 |
4,6 4,1 4,1 |
41 |
0,5 |
33 |
8 |
7 |
10 |
8 |
5,6 5,3 5,5 |
45 |
5,3 5,0 5,1 |
40 |
1,2 |
34 |
3 |
5 |
3 |
6 |
3,9 4,0 4,3 |
29 |
4,3 4,5 4,7 |
38 |
0,9 |
35 |
5 |
10 |
9 |
5 |
4,8 5,2 5,1 |
22 |
4,5 5,0 5,0 |
21 |
1,4 |
36 |
8 |
4 |
2 |
2 |
5,3 5,7 5,6 |
34 |
5,4 5,9 5,9 |
30 |
2,0 |
37 |
9 |
8 |
4 |
6 |
5,4 4,9 4,9 |
44 |
5,7 5,0 5,4 |
33 |
-0,1 |
38 |
8 |
8 |
6 |
9 |
5,0 5,0 5,1 |
45 |
5,3 5,0 5,3 |
44 |
1,5 |
39 |
5 |
8 |
9 |
10 |
4,9 5,0 5,3 |
25 |
5,2 5,3 5,4 |
26 |
1,4 |
40 |
2 |
9 |
8 |
11 |
5,6 5,5 5,2 |
31 |
5,9 5,7 5,4 |
27 |
2,3 |
41 |
3 |
4 |
8 |
6 |
5,1 4,9 5,0 |
42 |
5,3 5,0 5,4 |
40 |
1,0 |
42 |
3 |
5 |
8 |
9 |
5,3 5,5 5,1 |
33 |
5,4 5,8 5,4 |
31 |
1,5 |
43 |
6 |
10 |
9 |
7 |
4,8 4,9 5,2 |
32 |
4,4 4,4 5,0 |
28 |
0,9 |
44 |
6 |
13 |
12 |
7 |
4,9 5,4 5,2 |
35 |
5,2 5,6 5,3 |
33 |
0,2 |
45 |
8 |
6 |
10 |
11 |
5,1 5,4 5,5 |
25 |
5,4 5,5 5,7 |
30 |
0,8 |
46 |
3 |
9 |
10 |
8 |
4,8 5,4 5,4 |
41 |
5,0 5,6 5,6 |
38 |
1,2 |
47 |
5 |
6 |
5 |
3 |
5,3 4,9 4,8 |
36 |
5,0 4,9 4,7 |
38 |
-0,2 |
48 |
5 |
9 |
8 |
11 |
4,7 5,4 4,8 |
34 |
5,0 5,5 4,9 |
32 |
1,5 |
Темперамент.
Как на общительность человека влияет его темперамент? Может это он виноват в том, что некоторые люди испытывают трудности в общении? Темпераментом называется совокупность динамических особенностей психических процессов и поведения. О людях, которые по-разному - одни быстрее, другие медленнее реагируют на слова и действия других, говорят ...
Новые установки
Лучший способ превратить работника в "генератор идей" - это возложить на него самую высокую ответственность. (Дэвид Огилви)
Осознайте свои внутренние конфликты. Какие детские установки мешают Вам брать на себя ответственность? Например, установку "у меня может не получиться" можно и нужно заменить рациональными, под ...
Стадии развития и фазы урегулирования конфликта.
В конфликте, чаще всего, сначала возникает латентный период, когда стороны осознают наличие противоречий в целях. Затем складываются конфликтные отношения, характеризующиеся возрастанием напряженности. После чего развивается собственно конфликт (или конфликт в узком смысле этого слова), в ходе которого его участники пытаются оказать дав ...