Запахи оказывают сильнейшее, часто подсознательное, воздействие на человека - на его настроение, на уверенность в себе, на ощущение своего собственного тела и на то, как его воспринимают другие люди. Запахи стимулируют активность, провоцируют недомогание, угнетают, помогают бороться с депрессией, пробуждают в человеке воспоминания, рождают ассоциации, формируют восприятие реальности, придают жизни вкус. Достаточно одного приятного запаха, чтобы расслабиться, или, напротив, активизировать работу головного мозга и улучшить настроение. Аромат является тем инструментом, который способен самым активным образом стимулировать как положительные, так и отрицательные эмоции и чувства. Запах мяты, например, пробуждает, а запах ландыша расслабляет. Кроме того, некоторые основные эмоции непосредственно связаны с запахом.
Сделана попытка изучить влияние запахов на эмоциональное состояние в зависимости от гендера и доминирующей перцептивной модальности. Выдвинуто предположение, что перцептивная модальность не влияет, а гендер влияет на изменение глубины и знака психического состояния под воздействием запаха: цитрусовые ароматы (лимон, кардамон, апельсин) повышают настроение, бодрят, тонизируют; цветочные ароматы (кедр, лаванда) расслабляют, успокаивают; шипровые (табак, мох) ухудшают самочувствие, настроение, провоцируют общее недомогание и слабость. В ходе исследования установлено, что ни гендер, ни перцептивная модальность не оказывают значимого воздействия на изменение глубины и знака психического состояния. Тем самым воздействие запаха подсознательно изменяет психическое состояние. Также установлено, что гендер не влияет на изменение показателей реактивной тревожности под воздействием запахов разных классов: у маскулинной и феминной групп наблюдается снижение показателей реактивной тревожности под воздействием цитрусового и цветочного, и повышение показателей реактивной тревожности под воздействием шипрового запаха.
Таким образом, результаты исследования доказывают факт влияния запахов разных классов на изменение психического состояния, однако исключают решающее влияние гендера и доминирующей перцептивной модальности на этот процесс. Кроме того, еще раз подтверждено отрицательное влияние табака на состояние человека, его самочувствие и настроение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Значения по соответствующим методикам до и после предъявления цитрусового запаха
Таблица 1
Порядковый № испытуемого |
Гендер |
В |
А |
К |
I.1 |
I.2 |
I.1.1 |
I.2.1 |
I.3 |
1 |
9 |
7 |
7 |
8 |
5,0 4,9 5,5 |
36 |
5,1 5,0 5,5 |
30 |
2 |
2 |
8 |
10 |
8 |
7 |
5,3 4,8 5,2 |
35 |
5,1 4,8 |
37 |
0,5 |
3 |
9 |
4 |
2 |
2 |
4,7 4,4 5,0 |
33 |
4,2 4,0 5,1 |
39 |
0,5 |
4 |
9 |
8 |
6 |
6 |
5,5 5,3 5,0 |
36 |
5,6 5,5 5,3 |
25 |
1,8 |
5 |
8 |
7 |
13 |
8 |
5,5 5,7 5,2 |
63 |
5,7 5,9 5,5 |
62 |
-0,1 |
6 |
5 |
4 |
10 |
8 |
5,0 5,4 4,8 |
33 |
4,8 5,0 4,5 |
43 |
0,7 |
7 |
8 |
8 |
13 |
7 |
5,6 5,4 5,2 |
35 |
5,5 5,1 4,9 |
40 |
0,8 |
8 |
3 |
4 |
5 |
3 |
5,9 4,9 5,5 |
28 |
5,9 5,3 5,6 |
26 |
0,8 |
9 |
5 |
6 |
7 |
6 |
4,7 4,9 5,0 |
45 |
4,9 5,1 5,1 |
44 |
-1,5 |
10 |
2 |
6 |
9 |
6 |
5,1 5,4 5,3 |
50 |
5,2 5,7 5,7 |
34 |
1,8 |
11 |
3 |
6 |
9 |
6 |
5,5 5,3 4,8 |
31 |
5,8 5,7 5,1 |
24 |
1,4 |
12 |
2 |
6 |
5 |
8 |
4,1 4,6 4,8 |
28 |
4,5 4,8 4,9 |
23 |
2,4 |
13 |
9 |
8 |
7 |
10 |
5,5 5,2 5,2 |
31 |
5,2 5,0 4,8 |
35 |
1 |
14 |
5 |
12 |
9 |
8 |
5,3 5,0 4,8 |
33 |
5,1 4,9 4,5 |
44 |
0,3 |
15 |
9 |
8 |
5 |
7 |
5,5 5,4 5,0 |
38 |
5,3 5,4 4,9 |
44 |
-1 |
16 |
6 |
8 |
7 |
7 |
5,3 5,5 5,2 |
38 |
5,5 5,6 5,3 |
36 |
1 |
17 |
5 |
2 |
6 |
8 |
4,9 5,0 5,3 |
31 |
5,1 5,3 5,2 |
28 |
2,5 |
18 |
8 |
7 |
9 |
7 |
5,1 4,6 5,2 |
42 |
5,2 4,8 5,4 |
40 |
1 |
19 |
8 |
4 |
6 |
3 |
4,3 5,0 5,1 |
38 |
4,2 4,7 4,9 |
39 |
-0,1 |
20 |
5 |
5 |
7 |
5 |
5,3 5,2 5,2 |
27 |
5,0 5,0 5,1 |
29 |
0,2 |
21 |
9 |
10 |
9 |
9 |
4,8 4,9 4,7 |
25 |
5,0 5,3 5,0 |
23 |
1,1 |
22 |
9 |
11 |
8 |
9 |
5,4 5,6 5,3 |
33 |
5,6 5,7 5,6 |
30 |
1,4 |
23 |
6 |
12 |
10 |
10 |
4,3 4,2 4,5 |
32 |
4,1 4,0 4,3 |
28 |
0,9 |
24 |
6 |
13 |
9 |
10 |
4,1 4,5 5,0 |
42 |
4,5 5,1 5,3 |
45 |
1,5 |
25 |
5 |
0 |
4 |
2 |
5,6 5,9 5,8 |
29 |
5,3 5,6 5,7 |
31 |
-0,3 |
26 |
3 |
12 |
11 |
11 |
5,4 4,8 4,6 |
33 |
5,5 5,0 4,9 |
29 |
1,3 |
27 |
5 |
5 |
8 |
3 |
5,3 5,6 5,4 |
34 |
5,6 5,7 5,6 |
30 |
2,1 |
28 |
2 |
5 |
5 |
7 |
5,1 5,3 5,1 |
52 |
5,3 5,6 5,2 |
51 |
-1,0 |
29 |
8 |
7 |
6 |
6 |
4,9 5,5 5,5 |
41 |
5,0 5,7 5,5 |
40 |
3,0 |
30 |
9 |
12 |
11 |
8 |
4,0 4,5 4,3 |
32 |
4,2 4,6 4,5 |
30 |
1,1 |
31 |
3 |
12 |
10 |
10 |
5,7 5,3 5,5 |
41 |
5,5 5,0 5,4 |
21 |
0,4 |
32 |
5 |
7 |
9 |
8 |
4,7 4,3 4,4 |
30 |
4,6 4,1 4,1 |
41 |
0,5 |
33 |
8 |
7 |
10 |
8 |
5,6 5,3 5,5 |
45 |
5,3 5,0 5,1 |
40 |
1,2 |
34 |
3 |
5 |
3 |
6 |
3,9 4,0 4,3 |
29 |
4,3 4,5 4,7 |
38 |
0,9 |
35 |
5 |
10 |
9 |
5 |
4,8 5,2 5,1 |
22 |
4,5 5,0 5,0 |
21 |
1,4 |
36 |
8 |
4 |
2 |
2 |
5,3 5,7 5,6 |
34 |
5,4 5,9 5,9 |
30 |
2,0 |
37 |
9 |
8 |
4 |
6 |
5,4 4,9 4,9 |
44 |
5,7 5,0 5,4 |
33 |
-0,1 |
38 |
8 |
8 |
6 |
9 |
5,0 5,0 5,1 |
45 |
5,3 5,0 5,3 |
44 |
1,5 |
39 |
5 |
8 |
9 |
10 |
4,9 5,0 5,3 |
25 |
5,2 5,3 5,4 |
26 |
1,4 |
40 |
2 |
9 |
8 |
11 |
5,6 5,5 5,2 |
31 |
5,9 5,7 5,4 |
27 |
2,3 |
41 |
3 |
4 |
8 |
6 |
5,1 4,9 5,0 |
42 |
5,3 5,0 5,4 |
40 |
1,0 |
42 |
3 |
5 |
8 |
9 |
5,3 5,5 5,1 |
33 |
5,4 5,8 5,4 |
31 |
1,5 |
43 |
6 |
10 |
9 |
7 |
4,8 4,9 5,2 |
32 |
4,4 4,4 5,0 |
28 |
0,9 |
44 |
6 |
13 |
12 |
7 |
4,9 5,4 5,2 |
35 |
5,2 5,6 5,3 |
33 |
0,2 |
45 |
8 |
6 |
10 |
11 |
5,1 5,4 5,5 |
25 |
5,4 5,5 5,7 |
30 |
0,8 |
46 |
3 |
9 |
10 |
8 |
4,8 5,4 5,4 |
41 |
5,0 5,6 5,6 |
38 |
1,2 |
47 |
5 |
6 |
5 |
3 |
5,3 4,9 4,8 |
36 |
5,0 4,9 4,7 |
38 |
-0,2 |
48 |
5 |
9 |
8 |
11 |
4,7 5,4 4,8 |
34 |
5,0 5,5 4,9 |
32 |
1,5 |
Использование занятий и дидактических игр для развития зрительных ощущений
у детей
Зрительное ощущение – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное ощущение, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающе ...
Методика диагностирования уровня развития внимания
Психодиагностика свойств внимания детей 6–7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку ...
Выводы
Итак, можно сделать такие выводы:
· Игра — своеобразное отражение жизни. Игра не уводит ребенка от жизни, от действительности. Наоборот, игра — средство познания детьми окружающего мира и подготовки их к учению и труду.
· В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы.
· ...