Этнические факторы развития личности
Страница 1

Основной задачей этнопсихологического подхода к изучению личности является определение закономерностей ее развития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности: личность и индивидуальность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.

Основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация. Социализация - процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Индивидуализация - процесс становления личности путем селекции, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для общества. Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация - долг личности, а индивидуализация - ее право.

В.А. Ядов выделяет четыре этапа процесса социализации личности: 1) освоение предметной деятельности в семье; 2) освоение общения в различных малых группах; 3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах; 4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка. Не менее важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества. Имеются различные модели личности в зависимости от этнокультурных традиций и общественно-экономического строя, причем различные социальные общности предъявляют к формированию личности свои специфические требования.

И.С. Кон проводит сравнение моделей личности, сформировавшихся под влиянием западной (европейской) и восточной (японской) культурных традиций, отмечая, что западная модель человека является активно предметной, западная (европейская) культура дает установку личности формироваться в деятельности, в деяниях и поступках. Поэтому не случаен психологический принцип единства сознания и деятельности, так, восточная культура не придает такого значения предметной деятельности как западная, утверждая, что творческая активность, служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта. Третьим важным фактором социализации является общение.

Вне связи с проблемой индивидуальности личность - абстракция и в реальном мире не существует. По мнению И.И. Резвицкого, личность социальна по своей сущности, неиндивидуальна по способу своего существования. Индивидуализация включает в себя как процессы формирования (развития) индивидуальности, так и процессы ее самореализации во внешнем социальном мире. Индивидуализация - не только выделение человека из общности, но и интеграция (включение в систему общих связей и отношений). Действительный критерий индивидуализации человека состоит в его общественной направленности. Социальное призвание личности заключается в сохранении и развитии человеческого общества. Поэтому противоположным процессу автономизации выступает процесс конкордации (формирование установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свою жизнедеятельность согласованно с деятельностью других членов общества). Конкордация не предполагает изменения самобытности человека, речь идет о его умении согласовывать жизненные цели, действия с целями и действиями других.

Страницы: 1 2


Косвенные стратегии власти женщин
Единственный способ, с помощью которого вы сможете осуществить подлинную месть, - это не допустить, чтобы ваши враги довели вас до самоуничтожения. (Харви Маккей) Если для мужчин борьба за власть кончается в худшем случае убытком или поражением, то для женщин проигранное сражение за власть приравнивается к уничтожению. Поэтому они чаще ...

Понятия "профессия" "специальность" "квалификация" "должность"
Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки п опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемы ...

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Ч ...