Этнические факторы развития личности
Страница 1

Основной задачей этнопсихологического подхода к изучению личности является определение закономерностей ее развития в постоянно меняющемся мире. Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности: личность и индивидуальность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.

Основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация. Социализация - процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Индивидуализация - процесс становления личности путем селекции, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для общества. Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация - долг личности, а индивидуализация - ее право.

В.А. Ядов выделяет четыре этапа процесса социализации личности: 1) освоение предметной деятельности в семье; 2) освоение общения в различных малых группах; 3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах; 4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка. Не менее важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества. Имеются различные модели личности в зависимости от этнокультурных традиций и общественно-экономического строя, причем различные социальные общности предъявляют к формированию личности свои специфические требования.

И.С. Кон проводит сравнение моделей личности, сформировавшихся под влиянием западной (европейской) и восточной (японской) культурных традиций, отмечая, что западная модель человека является активно предметной, западная (европейская) культура дает установку личности формироваться в деятельности, в деяниях и поступках. Поэтому не случаен психологический принцип единства сознания и деятельности, так, восточная культура не придает такого значения предметной деятельности как западная, утверждая, что творческая активность, служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта. Третьим важным фактором социализации является общение.

Вне связи с проблемой индивидуальности личность - абстракция и в реальном мире не существует. По мнению И.И. Резвицкого, личность социальна по своей сущности, неиндивидуальна по способу своего существования. Индивидуализация включает в себя как процессы формирования (развития) индивидуальности, так и процессы ее самореализации во внешнем социальном мире. Индивидуализация - не только выделение человека из общности, но и интеграция (включение в систему общих связей и отношений). Действительный критерий индивидуализации человека состоит в его общественной направленности. Социальное призвание личности заключается в сохранении и развитии человеческого общества. Поэтому противоположным процессу автономизации выступает процесс конкордации (формирование установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свою жизнедеятельность согласованно с деятельностью других членов общества). Конкордация не предполагает изменения самобытности человека, речь идет о его умении согласовывать жизненные цели, действия с целями и действиями других.

Страницы: 1 2


Память
Памятью называют нашу способность припоминать прошлые события, поступки, людей, объекты, ситуации, усвоенные навыки и т. д. Она также имеет отношение к тому, как мы храним подобную информацию. В соответствии с классификацией Р.Аткинсона и Р.Шифрина, различают три подтипа памяти и связанных с ней процессов: 1) сенсорную помять, первичное ...

Старший школьный возраст
В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: ...

Потребность в познании и понимании
Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом[14]: 1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. О ...