Этнические стереотипы
Страница 2

На содержание этнических стереотипов влияют три группы факторов: 1) специфика стереотипизируемой группы (закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие); 2) социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент; 3) длительность и глубина исторического контакта (далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы).

Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают: признание безусловного равенства сторон; наличие обстановки открытости и доверия; принятие общих, значимых для обеих сторон целей; уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга. Выполнение перечисленных условий требует наличия в национальных идеологиях контактирующих этносов неконкурентных, недискриминационных стратегий, а это возможно лишь при наличии у этносов полновесных, зрелых, конгруэнтных этносу элит. Поскольку этнические стереотипы не существуют "вообще", сами по себе, а выполняют в общественном сознании определенную функцию, то они нерасторжимо связаны с социумом, с общественными условиями и, объединяя ранее отчужденных индивидов, структурируют этносы в целостные образования для решения следующих специфических этносоциальных задач: - защита территории этнических границ; - предпочтение соотечественников мигрантам, базирующееся на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (часто непримиримой) по отношению к мигрантам.

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа "мы", формирование которого происходит, прежде всего, с помощью ритуалов и невербальных средств). Этнический стереотип, как любой социальный стереотип, может быть автостереотипом (описывающим собственную" группу), и гетеростереотипом (описывающим другую этническую группу).

На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае их формирование происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.

2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида, причем, чем больше коммуникативных связей индивида замыкается внутри нее, тем легче он идентифицирует себя с определенной группой.

3. Индивидуально-психологическое бытие индивида (совокупность реальных фактов жизни индивида).

Особенностью автостереотипов является стремление этнической общности внести в их содержание нечто от идеала, подчеркнуть наиболее самобытные черты национального характера. Различные типы культур по-разному диктуют субъективную ориентированность на норму: в одних случаях высоко оценивается "правильное поведение", в других поощряется стремление к оригинальности и необычности, основанное на возможности альтернативного поведения. Именно эта субъективно-культурная вариативность норм дает возможность существовать различным этническим оценкам относительно тех или иных поступков (нормы выступают как выражение некоей внешней точки зрения, в соответствии с которой данный поступок может быть охарактеризован). В случае же необходимости оценивания поступков индивида, принадлежащего к иному этносу, вступают в действие законы межэтнического взаимодействия.

Согласно концепции этногенеза Л.Н. Гумилева, типов взаимодействия может быть несколько, в зависимости от уровня этнической истории, отражающегося на содержании и динамике этнических стереотипов: на уровне консорций - нестойкие этнические сочетания, слабо отражающиеся на этнических стереотипах; на уровне конвиксий - деформированные этнические сочетания, при которых у отдельных индивидов можно наблюдать эффект "разбухания" нижних (аффективных) этажей этнических диспозиций, что, безусловно, сказывается на этнических стереотипах наименее социально и этнически толерантных членов конвиксий; на уровне субэтносов - симбиозы (формы взаимополезного существования этносов, при которых этносы сохраняют свое своеобразие компенсацией "разбухания" нижних (аффективных) этажей этнических диспозиций конструктивными элементами национального самосознания и складывающейся национальной идеологии); на уровне этносов – ксении (нейтральное сосуществование этносов при сохранении ими своеобразия, мало сказывающееся на этнических стереотипах в силу адекватно выработанных национальных идеологий).

Страницы: 1 2 3


Методика экспериментального исследования
Для исследования морально-волевых качеств были взяты учащиеся 8 класса 20 школы в количестве 15 человек. Исследование проводилось при помощи таких методик, как: 1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков. 2. Методика «Социальная смелость» Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследовани ...

Какие еще энергопоглотители существуют?
Руководитель - не гид, не экскурсовод, не водитель автобуса, он управляет людьми, и его главным качеством является не вежливость, терпеливая снисходительная ласковость, а решительность. (Нергеш Янош) Можно выделить еще несколько поглотителей Вашей энергии: 1. Плохая коммуникация. Женщины-руководители часто используют неверные средства ...

Сущность и характеристика подходов к социально-психологическому тренингу общения. Определение понятия «общение» в СПТ
Автор термина «социально-психологический тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий - группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином. Тренинг социально – психологический – область практи ...