Этнические стереотипы
Страница 1

Впервые понятие "стереотип" было введено в науку У. Липпманом. В 1922 году в книге "Общественное мнение" он использовал термин "социальный стереотип", определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой "картинку мира" в голове человека, указав на две важнейшие причины стереотипизирования: первая - в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления (люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, подводя их под уже имеющиеся категории); вторая - связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Любое посягательство на стереотипы - покушение на безопасность индивида, которое он расценивает как покушение на основы своего миропонимания.

Отсюда следуют две важных посылки: 1. Функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их отличиях от ценностей других групп, и, если на уровне экономии усилий процессы категоризации могут идти бессознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделить и обобщить. 2. Индивид должен уметь отнести себя к конкретной, определенной группе, ценности которой выступают точкой отсчета в процессах стереотипизирования. Именно поэтому социальную стереотипизацию следует рассматривать как функцию межгрупповой дифференциации, т.е. оценочного сравнения своей и чужой групп.

Указанная дифференциация может принимать две формы: противопоставления ("внутригрупповой фаворитизм") и сопоставления ("миролюбивая нетождественность"). В случае межэтнических контактов эта дифференциация может иметь принципиальное значение. Понятием стереотипа (по У. Липпману) описывались реальные и социально важные свойства психики. Интерес же именно к этническим поведенческим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.

В отечественной науке в результате проведенных исследований сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором с немотивированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего, образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане (целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации); в динамическом плане (устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации); в структурном плане (сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов). Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно. Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп, причем он характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

В стереотипе выделяются четыре основных параметра: содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе; степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе; направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования (выводится непосредственно из содержания стереотипа); интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (получается ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).

Феномен стереотипизирования раскрыть с помощью ряда положений: 1. людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признакам) недифференцированно, грубо и пристрастно; 2. Указанная категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени; 3. изменения (не всегда или отсрочено) в социальной, политической и экономической сферах могут обусловливать изменение стереотипа; 4. стереотипы усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" (по А.Н. Леонтьеву) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 5. социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта они же становятся определяющими детерминантами, слабо поддающимися модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.

Страницы: 1 2 3


Исследование социометрического статуса в педагогическом коллективе
Опишем результаты, полученные нами в ходе диагностического исследования по социометрическому статусу среди исследуемой группы. В результате эксперимента были получены следующие данные, которые наглядно изображены на рисунке 12, количественные показатели индивидуальных выборов представлены в Приложении 10. Примечание: выбор взаимн ...

Влияние группы
Группы, в которых царит алкогольный стиль жизни, вовлекают в свой круг именно тех молодых людей, воспитанием которых родители занимаются недостаточно, предоставляя им много свободы и не контролируя, как они проводят время. Особенно подвержены влиянию группы подростки с повышенной возбудимостью. Они неугомонны, не способны долго сидеть ...

Описание и анализ результатов
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально. Результаты испытаний представлены в ...