Этнические стереотипы
Страница 1

Впервые понятие "стереотип" было введено в науку У. Липпманом. В 1922 году в книге "Общественное мнение" он использовал термин "социальный стереотип", определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой "картинку мира" в голове человека, указав на две важнейшие причины стереотипизирования: первая - в реализации принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого мышления (люди не стремятся реагировать на окружающие явления каждый раз по-новому, подводя их под уже имеющиеся категории); вторая - связана с защитой групповых ценностей как чисто социальной функцией, реализующейся в виде утверждения своей непохожести, специфичности. Любое посягательство на стереотипы - покушение на безопасность индивида, которое он расценивает как покушение на основы своего миропонимания.

Отсюда следуют две важных посылки: 1. Функция защиты социальных (групповых) ценностей неизбежно требует от индивида пусть и непостоянного, периодического, импульсивного, но крайне необходимого обращения к вербальной форме подачи информации о ценностях своей группы и их отличиях от ценностей других групп, и, если на уровне экономии усилий процессы категоризации могут идти бессознательно, то защита групповых ценностей требует знания этих ценностей, умения их выделить и обобщить. 2. Индивид должен уметь отнести себя к конкретной, определенной группе, ценности которой выступают точкой отсчета в процессах стереотипизирования. Именно поэтому социальную стереотипизацию следует рассматривать как функцию межгрупповой дифференциации, т.е. оценочного сравнения своей и чужой групп.

Указанная дифференциация может принимать две формы: противопоставления ("внутригрупповой фаворитизм") и сопоставления ("миролюбивая нетождественность"). В случае межэтнических контактов эта дифференциация может иметь принципиальное значение. Понятием стереотипа (по У. Липпману) описывались реальные и социально важные свойства психики. Интерес же именно к этническим поведенческим стереотипам связан с их отчетливостью, рельефностью, яркостью, практической значимостью и актуальностью.

В отечественной науке в результате проведенных исследований сложилось определение социального стереотипа как устойчивого психического образования, в котором с немотивированно, упрощенно и эмоционально отражается некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего, образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Стереотипы являются чувственно окрашенными образами, аккумулирующими в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоотношений индивидов. Как психологический феномен стереотип обладает рядом качеств: в статическом плане (целостностью, оценочностью, ценностной окраской, наличием доли ошибочной информации); в динамическом плане (устойчивостью, ригидностью, консерватизмом, низкой пластичностью в отношении новой информации); в структурном плане (сочетанием эмоционального, волевого и рационального элементов). Этнический стереотип, являясь одной из форм социального стереотипа, обладает всеми свойствами последнего и отличается лишь содержательно. Под этническим стереотипом сегодня принято понимать обобщенное представление о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных этнических групп, причем он характеризуется повышенной эмоциональностью и устойчивостью в отражении черт стереотипизируемой группы.

В стереотипе выделяются четыре основных параметра: содержание - набор характеристик, приписываемых этнической группе; степень согласованности - единообразие характеристик, приписываемых этнической группе; направленность - общее положительное или отрицательное восприятие объекта стереотипизирования (выводится непосредственно из содержания стереотипа); интенсивность - степень предубежденности по отношению к стереотипизируемой группе, выраженная в стереотипе (получается ранжированием характеристик, приписываемых этнической группе).

Феномен стереотипизирования раскрыть с помощью ряда положений: 1. людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признакам) недифференцированно, грубо и пристрастно; 2. Указанная категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени; 3. изменения (не всегда или отсрочено) в социальной, политической и экономической сферах могут обусловливать изменение стереотипа; 4. стереотипы усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" (по А.Н. Леонтьеву) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 5. социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта они же становятся определяющими детерминантами, слабо поддающимися модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.

Страницы: 1 2 3


Карьерный взлет
Фактический руководитель обычно помалкивает. Большинство женщин успешно справляются со своими обязанностями руководителя. Как ни странно, многие чувствуют себя действительно на своем месте. Конечно, их радует должность, которой они по праву гордятся. Между тем часто возникает вопрос: правильно ли я делаю то, что делаю? Есть повод задум ...

Особенности развития памяти
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В процессе психического развития происходит изменение - память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме ...

Конкуренция: здоровое соперничество или конфликт?
Конкуренция подобна чаю в пакетиках. Чем дольше вы ее игнорируете, тем сильнее сгущается атмосфера. (Джонатан Гэбэй) Слово "конкуренция" происходит от латинского слова, означающего "вместе двигаться вперед". Однако в словоупотреблении сегодняшнего общества и мира труда конкуренцию относят к соревнованиям, экономичес ...