Этнические стереотипы
Страница 3

Во всех выше указанных случаях речь идет о контакте этносов, принадлежащих одному суперэтносу. На уровне же суперэтносов возможны еще четыре варианта этнического контакта и соответствующие им варианты развития этнических стереотипов: 1. В случае контакта пассионарно-ненапряженного этноса с пассионарно-напряженным этносом наиболее вероятна ассимиляция или вытеснение слабого этноса. Вариативность динамики этнических авто - и гетеростереотипов здесь весьма велика и зависит от всего комплекса указанных ранее факторов.2. Два или более слабо пассионарных этноса в большинстве случаев находят взаимоприемлемый способ существования и не подавляют друг друга, этнические стереотипы при этом мало подвержены влиянию - в основном изменяются когнитивные и поведенческие составляющие стереотипов. 3. Если контактирующие суперэтносы сильно, но одинаково пассионарны, то происходит метисация, причем деформируется поведенческая составляющая стереотипов. Как правило, в этом случае начинает нарастать тенденция к индивидуалистской стратегии поведения с утратой общих ценностных норм, идеалов, императивов, что неминуемо ведет к уничтожению одного из этносов.4. Если при контакте сильных, одинаково пассионарных этносов процесс метисации сопровождается пассионарным толчком, то возникает новый этнос с новыми авто - и гетеростереотипами.

В отечественной социальной психологии подход к данной проблеме разрабатывается в рамках теории отношений, при этом стереотип и установка рассматриваются как стадии созревания и становления психологических отношений, понимаемых как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Таким образом, можно выделить четыре подхода к проблеме этнических стереотипов.1. Стереотип есть "необходимое зло", изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность.2. Стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить.3. Стереотип близок к истине, хотя в ходе попыток обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение.4. Стереотип как факт психологической реальности, детерминирующий межэтнические отношения независимо от того, соответствует он действительности или нет.

Страницы: 1 2 3 


Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольника занимает огромное место, и имеет важное значение для психического и эмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств это должна быть: а) игра по правилам или с правилами; б) коллективная, партнерская игра ...

Методика диагностирования уровня развития внимания
Психодиагностика свойств внимания детей 6–7 летнего возраста должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций. Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку ...

Игровая коррекция поведения детей в группе
Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы с детьми дошкольного и младше­го школьного возраста. Она основана на деятельностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррекционных и развивающих целях. Игровая коррек­ция используется при различных формах нарушения по­ведения, неврозах, страха ...