Этнические экспектации и нормативное поведение
Страница 2

Каждый член этнической группы выполняет множество обязанностей. Одни из них четко нормированы предписаниями (например, должностными инструкциями); другие регулируются распоряжениями, приказами руководителей, референтных лидеров; третьи обусловлены определенным социально-психологическим статусом каждого члена группы. Выполнение обязанностей контролируется, и если они не выполняются, применяются соответствующие санкции. При этом мера исполнения членом группы ролевых предписаний может зависеть и от того, в какой степени этим предписаниям следуют другие члены социальной или этнической группы.

Принятие роли - сложный процесс, включающий в себя, прежде всего, идентификацию с другим человеком, ведь только вообразив себя на месте другого, человек может представить его внутреннее состояние, однако, способность человека постигать поведение других, ограничена его культурой и личным опытом. Изучение психологических механизмов функционирования этнических обычаев и норм может осуществляться по двум направлениям: как анализ механизмов социальной нормативной регуляции индивидуального поведения и как исследование механизмов трансформации индивидуального поведения в элементы совместной деятельности членов этнической группы. Проблема психологических механизмов достаточно детально разработана социальными психологами. Особое внимание обращено на регуляцию поведения индивида посредством выработанных в обществе и группе норм, образцов, стереотипов и пр.

Большинство положений о природе социальных норм тяготеет к одному из двух полюсов: конвенциальному (социальные нормы сводятся к правилам, результатам договора, соглашения, сделки) или авторитарному (нормы считаются навязанными авторитетом, причем обычно речь идет о "надгрупповой" сущности, "надчеловеческом" содержания норм, о привнесении их извне, об их априорности, стабильности). Если в одних общностях вырабатываются и действуют нормы, опирающиеся на всевозможные формы авторитета (начиная с группового лидера), а в других - конвенциальные нормы (нормы-соглашения, нормы-сделки, нормы-правила), то истоки этого следует искать в объективных условиях. Содержание норм во многом определяется не только характером группового взаимодействия, но и социальными этническими факторами.

Социальные психологи, конфликтологи, юристы уделяют большое внимание разработке средств такого согласования и анализу причин, вызывающих аномальное, отклоняющееся, противоправное поведение. Противоречие между функциональными влечениями, мотивами человека и функциональными требованиями общества неизбежно вызывает конфликт при социализации личности. Низкая мотивация превращает человека в автомат, повинующийся внешним импульсам и стимулам. Взаимосвязь мотивации и нормативной регуляции в конфликтной ситуации возможна в двух случаях: 1) когда выполнение ролей и следование нормам направлены на достижение личного статуса и 2) когда общество представляет лицам, занимающим определенный статус, социальные награды.

Существуют ситуации, когда мотивация к несогласию с нормами несравненно сильнее, чем мотивация к согласию с ними и в этих случаях исследователи обращаются к теории социального контроля: наличия высокой мотивации личности недостаточно для обеспечения следования нормам, необходимо привлечение вырабатываемых обществом средств внешнего принуждения и побуждения. Стремление к "согласию с нормами" может привести к возникновению глубоких конфликтов личности с нормативными требованиями социума, если имеет место фрустрация влечений, которая, в итоге, разрушает побудительную мотивацию и приводит к несогласию с социальными нормами, в том числе этническими. Фрустрация побуждений и влечений может стать базисом для мотивации поведения, идущего вразрез с предписанными, запрещающими нормами. Для предотвращения открытого выражения личностью противоправного поведения и предлагается использовать средства и методы социального контроля.

Страницы: 1 2 3 4


Особенности анализа информационных связей в близнецовых парах
Далее идёт подробное (и, что немаловажно, доступное) изложение основных этапов исследовательской работы. Были выведены формулы, позволяющие: оценить баланс влияний генетических факторов и воздействия общей среды; описать эволюцию психологических характеристик личности в лонгитюдном исследовании; оценить процентное содержание предысто ...

Вербальные и невербальные средства общения
Общение – сложный социально-психологический процесс, осуществляется по следующим основным каналам: · речевому (вербальный (лат.) – устный, словесный), · неречевому (невербальному). Структура речевого сообщения: · значение и смысл слов, фраз; · речевые звуковые явления: темп речи, тембр голоса, интонация, дикция речи; · выразительн ...

Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на формирование социально-психологического климата
Проблема формирования социально-психологического климата педагогического коллектива стояла остро всегда, но еще острее стоит вопрос о создании в нём такого настроения, чтобы их профессиональная деятельность, т.е. учебно-воспитательный процесс был наиболее эффективным. Психологический климат коллектива педагогов рассматривался такими ис ...