Проблему защиты общества от фрустрированных (конфликтогенных) влечений личности сторонники психоанализа связывают с возможностью использования в этих целях механизмов, разрабатываемых в психоаналитической персонологии, как механизмы защиты "эго" от "страдания" (механизмов замещения, сублимаций). Защитные механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нормами, дать ей возможность каким-то образом реализовать побуждение и мотивацию. В ряде случаев предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы как частные средства психологической помощи и терапии. В работах этого направления идет активный поиск средств защиты, как социума, так и личности в целях обеспечения и упрочения стабильности существующей нормативной системы. Вопрос о преобразовании, переструктурировании, изменении мотивационной сферы личности в ходе ее социализации не ставится.
Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования. Наиболее популярным способом проявления требовательности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание-это категорическая форма требования. Категоричность - высокая степень волевого побуждения - может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению. Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над конкретным субъектом. К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.
Сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения:
Принцип определенности (лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение). Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.
Принцип адекватности (система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справедливая, что необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения). Только на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания, ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и деятельности, а для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия - важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме, т.к в разнообразии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.
Принцип своевременности применения социальных санкций (отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком). При стимулировании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.
Роль игры в развитии двигательной памяти
Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований, двигательная память в значительной мере определяет точность и координированность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладени ...
Доминирующий тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) учителю необходимо очень осторожно вступать и диалог с родителями; детей доминирующего социально-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно переходить к обсуждению негативного в поведении ребенк ...
«Что означают
цвета»
Умение выражать свое состояние с помощью цвета ...