Этнические экспектации и нормативное поведение
Страница 3

Проблему защиты общества от фрустрированных (конфликтогенных) влечений личности сторонники психоанализа связывают с возможностью использования в этих целях механизмов, разрабатываемых в психоаналитической персонологии, как механизмы защиты "эго" от "страдания" (механизмов замещения, сублимаций). Защитные механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нормами, дать ей возможность каким-то образом реализовать побуждение и мотивацию. В ряде случаев предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы как частные средства психологической помощи и терапии. В работах этого направления идет активный поиск средств защиты, как социума, так и личности в целях обеспечения и упрочения стабильности существующей нормативной системы. Вопрос о преобразовании, переструктурировании, изменении мотивационной сферы личности в ходе ее социализации не ставится.

Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования. Наиболее популярным способом проявления требовательности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание-это категорическая форма требования. Категоричность - высокая степень волевого побуждения - может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению. Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над конкретным субъектом. К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.

Сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения:

Принцип определенности (лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение). Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.

Принцип адекватности (система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справедливая, что необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения). Только на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания, ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и деятельности, а для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия - важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме, т.к в разнообразии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.

Принцип своевременности применения социальных санкций (отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком). При стимулировании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте
Однако игровая роль в развитой форме не возникает сразу и одномоментно. В дошкольном возрасте она проходит существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете содержание игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно. В общих чертах линию развития игры ребенка можно представить как переход от операциональной схе ...

Выбор стиля руководства по ситуации
Чтобы система была устойчивой, ее надо часто трясти. (Владимир Челомей) Многие женщины-руководители спрашивают себя, какой они должны выбрать стиль руководства. Каждая ситуация требует и разного стиля руководства. Это как в воспитании детей: каждый ребенок неповторим. Нельзя всех детей воспитывать одинаково. Самая большая ошибка руково ...

Психологические особенности проявления акультурационного стресса у детей беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья. Этнопсихологические особенности проявления акультурации беж
Большой вклад в становление культурно-исторической концепции роли этнического в социальном взаимодействии народов внесли работы Л.С. Выготского, Г.Г. Шпета, Б.Ф. Поршнева, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева. Выделяя в качестве ведущих такие категории, как психический склад нации, национальный характер, национальные чувства, национальное самосо ...