Этнические экспектации и нормативное поведение
Страница 3

Проблему защиты общества от фрустрированных (конфликтогенных) влечений личности сторонники психоанализа связывают с возможностью использования в этих целях механизмов, разрабатываемых в психоаналитической персонологии, как механизмы защиты "эго" от "страдания" (механизмов замещения, сублимаций). Защитные механизмы должны освободить личность от внутреннего конфликта с нормами, дать ей возможность каким-то образом реализовать побуждение и мотивацию. В ряде случаев предлагаются технологические процедуры, которые могут быть использованы как частные средства психологической помощи и терапии. В работах этого направления идет активный поиск средств защиты, как социума, так и личности в целях обеспечения и упрочения стабильности существующей нормативной системы. Вопрос о преобразовании, переструктурировании, изменении мотивационной сферы личности в ходе ее социализации не ставится.

Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования. Наиболее популярным способом проявления требовательности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание-это категорическая форма требования. Категоричность - высокая степень волевого побуждения - может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению. Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над конкретным субъектом. К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.

Сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения:

Принцип определенности (лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение). Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.

Принцип адекватности (система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справедливая, что необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения). Только на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания, ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и деятельности, а для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия - важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме, т.к в разнообразии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.

Принцип своевременности применения социальных санкций (отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком). При стимулировании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.

Страницы: 1 2 3 4


Конкуренция: здоровое соперничество или конфликт?
Конкуренция подобна чаю в пакетиках. Чем дольше вы ее игнорируете, тем сильнее сгущается атмосфера. (Джонатан Гэбэй) Слово "конкуренция" происходит от латинского слова, означающего "вместе двигаться вперед". Однако в словоупотреблении сегодняшнего общества и мира труда конкуренцию относят к соревнованиям, экономичес ...

Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...

Этнические стереотипы
Впервые понятие "стереотип" было введено в науку У. Липпманом. В 1922 году в книге "Общественное мнение" он использовал термин "социальный стереотип", определяя его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой "картинку мира" в голове человека, указав на две важнейшие причины стерео ...