Психологическая культура этноса
Страница 1

Как известно, понятие культуры имеет несколько значений. Два из них являются основными: 1. культура как результат материальной и духовной деятельности людей; 2. культура как уровень развития, степень совершенствования различных сфер жизни и деятельности.

Психологическая культура - совокупность имеющихся у индивида, группы или этноса представлений о психике, используемые формы регулирования и развития психики. Носителями, обладателями психологической культуры могут быть разные субъекты: личность, группа (возрастная, профессиональная и др.), этнос, социум. Соответственно психологическая культура этноса - характерные для данного этноса представления о психике, формы регулирования и развития психики, включающие в себя осознание существования психики и ее регулирующей роли в деятельности, поведении и во всех проявлениях активности личности. В психологическую культуру личности также входят представления не только о психике вообще, психических особенностях своего этноса и людей из близкого окружения. Психологическая культура личности формируется при достаточно развитом уровне сознания и самосознания, но не тождественна самосознанию личности, хотя это связанные и пересекающиеся понятия. В самосознание входят представления не только о собственной психике и ее особенностях, но и о ролях, статусе личности и многих других характеристиках человека: социальных, демографических, физических и пр. Психологическая культура этноса, в основном, определяется обыденными представлениями о психике. Успешность внедрения научных психологических знаний зависит не только от наличного уровня психологической компетентности людей, которым адресованы знания, не только от потребности и готовности воспринять предлагаемые психологические подходы, методы, приемы, но и от состояния психологической культуры как общества в целом, так и тех групп, к которым они обращены. Эффективное внедрение психологических разработок возможно на основе учета и изучения состояния, уровня психологической культуры, отдельных ее характеристик: освоение любой технологии обычно происходит путем замены или модификации старой.

В психокультурологии могут быть выделены разделы: психологическая культура чувств и эмоций; психологическая культура познания и интеллекта; психологическая культура воли и саморегуляции; психологическая культура сознания и самосознания; психологическая культура самосовершенствования и саморазвития личности.

Основные компоненты психологической культуры:

презентативный компонент образован комплексом представлений о природе психики, ее возможностях, закономерностях функционирования и стереотипами восприятия, понимания, интерпретации психических феноменов, в том числе индивидуальных особенностей психики. Он включает в себя также представления о влиянии на личность социума, группы, семьи, представления о психическом здоровье, психических расстройствах и заболеваниях. Презентативный компонент является одной из важнейших составляющих этнической картины мира, существующей в данной этнической общности, - целостного представления о мире и способах поведения, учитывающего различные силы этого мира (природные, социальные, сверхъестественные). В качестве составляющих презентативного компонента могут быть рассмотрены: а) представления о психике вообще, о ее универсалиях, природе, половых и возрастных различиях; б) представления о групповых особенностях психики: этнических, профессиональных, свойственных референтной группе и т.д.; в) представления о собственной психической индивидуальности.

Источниками наполнения презентативного компонента являются: собственный опыт, обыденные знания, полученные из общения, научные знания, усвоенные организованно и неорганизованно. В него входят также мифологические представления о психических явлениях, индивидуальных особенностях психики, иллюзии, предрассудки.

Страницы: 1 2


Практические задания по изучению ощущений и восприятия (опыты). Опыт 1. Ощущения и восприятие.
Ход опыта. Испытуемый закрывает глаза, ему на ладонь кладут какой-нибудь небольшой предмет и, не ощупывая предмет, испытуемый отвечает на вопрос: «что вы можете сказать о предмете? Он легкий? Холодный?». Так выявляются отдельные ощущения. Затем с закрытыми глазами испытуемый ощупывают предмет, формируют целостный образ предмета, отвечая ...

Соотнесение представлений о конфликте и его функциях в различных концепциях и типология конфликтов учения-обучения
Из анализа концепций, изучающих конфликт, ясно, что можно расположить тот или иной подход в наборе поляризаций и характеристик определений, явно или имплицитно принятых концепцией. Основные отношения к конфликту как феномену и механизму разворачиваются в следующих поляризациях: естественное – искусственное отношение, определение продук ...

Самоуважение как один из факторов построения успешной карьеры
Чванливые люди часто бывают безвредны; своим преувеличенным самоуважением они освобождают других от необходимости вообще уважать их. (Генри Бичер) К главным личностным качествам женщин, обладающих высоким уровнем мотивации к карьере, относятся самоэффективность и самоуважение. Этот феномен психологически связан с наличием у женщины уве ...