Психологическая культура этноса
Страница 2

регулятивный компонент включает в себя способы контроля за психическими состояниями, процессами, функциями, способы психической регуляции поведения, деятельности, познания, общения, приемы восстановления уровня функционирования психических процессов, методы коррекции личности, отдельных психических качеств, профилактики и устранения психических расстройств, лечения психических заболеваний, методы сохранения психического здоровья. Регулятивный компонент психологической культуры этноса представлен эталонами и нормами, которым придается статус обязательных. Отклонение от норм контролируется с разной степенью жесткости. Это в первую очередь относится к эталонам психологической саморегуляции. У субъекта, принадлежащего к тому или иному этносу, складываются собственные эталоны психологической культуры, культуральные установки. Они формируются под влиянием эталонов, принятых в этносе, но содержат индивидуальные модификации, возникающие под влиянием микросоциума и личного опыта, личностных и индивидуальных особенностей.

формирующий компонент образован целями, принципами и методами развития психики, традициями ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны, т.к они исторически и этнически обусловлены, а каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры.

Психологическая культура этноса неоднородна, в ней обычно можно выделить различные психологические субкультуры. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид деятельности. И каждой этнической психологической культуре видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающее влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом.

Таким образом: 1. Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов. 2. Истоки психологической культуры этноса - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах. 3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий. 4. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание.

Страницы: 1 2 


Особенности развития памяти
Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. В процессе психического развития происходит изменение - память из непосредственной превращается в опосредованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме ...

Условия формирования морально-волевых качеств у подростков при занятиях физической культурой и спортом
Одним из наиболее эффективных путей формирования морально-волевых качеств является использование средств физического воспитания. К данному выводу можно прийти, вследствие наблюдающихся проблем среди подростков: – слабое физическое развитие подростков; – отсутствие интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями; – отсутствие ...

Как создаются связи?
Полезный человек может принести гораздо больше приятного, чем приятный – полезного. XXI век называется веком коммуникаций, но ничто не может заменить личные связи. Как сделать, чтобы с Вами захотели сотрудничать? Важными помощниками в этом являются симпатия и доверие. Как известно, человек больше всего доверяет самому себе и тем, кто н ...