Этничность, как составляющая самосознания личности
Страница 2

2. 8-9 лет - ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигая основания для этой идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), проявляются национальные чувства;

3. 10-11 лет (младший подростковый возраст) - этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

К настоящему времени проведено достаточное количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Подчиняясь общим закономерностям формирования социальной идентичности, этническая идентичность (как форма внутриэтнического и межэтнического взаимодействия) имеет свои особенности. (15, 65):

Этничность – "родом из прошлого". Даже если это возрожденная, навязанная этничность, формирующаяся в значительной степени этнократической политикой и мало считающаяся с естественными факторами. Как форму идентификации, обращенную в прошлое и воплощенную в культурной традиции индивида или группы, этничность рассматривает Ж. Девос, для которого она – одна из трех ориентаций "образа" (а именно, ориентация на прошлое).

Этничность мифологична, в этом ее мобилизующая сила, причем главная опора – идея или миф об общей культуре, происхождении, истории (по Г. Лебону иллюзии, из всех факторов развития цивилизаций, составляют едва ли не самый могущественный).

Этничность – зависимая переменная, возрастающая или ослабевающая в соответствии с внешними обстоятельствами. Поэтому этничность становится важнейшим идеологическим инструментом в борьбе за власть.

Этничность обладает "двойным дном" (по С. Лурье), т.е. этническая культура, лежащая в ее основе, разделяется на культуру для "внешнего" пользования и для "внутреннего" пользования, скрытую от посторонних. М. Росс в теории психокультурной интерпретации этнических конфликтов в качестве фундаментальных ориентиров определения идентичности "Я" и "других" рассматривает психокультурные предрасположенности, коренящиеся в раннем опыте личности: одобряемые культурой способы отношений "внутри" и "вне", являющиеся основой интерпретации действий и мотивов сторон в ситуациях межличностной напряженности, причем различия между этими областями этничности (эзотерическим и экзотерическим) усиливается по мере роста межэтнической напряженности.

Этничность связывает и солидаризует на основе группового членства, причем солидарность выделяется в качестве одного из главных признаков этничности.

Этничность (по своей сути) конфронтационна и это функция отношений с другими этническими группами, которые складываются по принципу оппозиции, поэтому рост этничности связан с ростом этнической нетерпимости, которая является проявлением конфронтационности. Важнейшим фактором усиления этничности является так же желание отделиться от других.

Этничность – категория "эмоционально-нормативная" и важнейшими критериями межэтнического сравнения являются: достоинство, гордость, обида, страхи. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью, и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида. Эмоциональные императивы влияют на образы восприятия и в значительной степени определяют иррациональность поведения сторон в этнических конфликтах или при переселении членов одной этнической общности в иную этническую атмосферу. Сплав эмоций и моральных норм (по П. Стерну), именно тот психологический фактор, который заставляет людей жертвовать во имя своего народа даже в ущерб личным интересам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Развитие активного и осмысленного отношения к миру
Опыт показывает, что для каждого нового шага в развитии отношений с окружающим миром такой ребенок нуждается в состоянии особого душевного подъема. Установление эмоционального контакта с ним, вовлечение в сопереживание дает нам возможность поднять его активность, побудить его попробовать с нашей помощью перейти от защиты к постепенному ...

Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний. Современные концепции личности
Термин «личность » имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о ...

Восприятие как психический познавательный процесс. Восприятие как деятельность
Рассмотрение восприятия и его свойств с позиций теории деятельности дает достаточно оснований заключить, что восприятие – процесс активный. В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Фактически, образ является продуктом восприятия как познания. Так к ...