Выделяют четыре подхода к проблеме этнических стереотипов. 1. Стереотип - "необходимое зло", изначально присущее человеку и неизбежно искажающее реальность. 2. Стереотип лишь в крайне малой степени соответствует тем фактам, которые пытается отразить. 3. Стереотип близок к истине, хотя в ходе попыток обобщения реальных фактов действительности происходит их определенное искажение. 4. Стереотип как факт психологической реальности, детерминирующий межэтнические отношения независимо от того, соответствует он действительности или нет.
Этнические установки формируют: - этнические стереотипы восприятия друг друга; - этнические стереотипы интерпретации и оценки поведения друг друга; - этнические стереотипы поведения в окружении своего и чужого этносов. Этнические стереотипы довольно жестко закрепляются в этно- и онтогенезе. Поступая определенным образом по отношению к представителю своего или чужого этноса, человек не задумывается о мотивах своего поступка.
Этническое в личности - целостная система диспозиций, выработанная в процессе исторического развития этнической общности и актуализирующаяся в данное историческое время в данной социальной среде. В этногенезе при взаимодействии людей, принадлежащих к одной этнической общности, в диспозиционной структуре их личностей постепенно утверждаются базовые, основополагающие установки, регулирующие этническое поведение. Структура базовых этнических установок и диспозиций определяется природными и социальными условиями жизнедеятельности этнической общности и ее основными потребностями. Базовые этнические установки регулируют стереотипы восприятия и интерпретации личностных качеств представителей своей и чужих этнических общностей, стереотипы поведения и деятельности в ситуациях межэтнического взаимодействия. Представители разных этносов различаются спецификой базовых этнических установок на приемлемость/неприемлемость того или иного стереотипа поведения в этнических общностях.
Этническое как ценность имеет двойственную структуру: оно психологично по локусу существования и социально по функциям. Этническое как ценность существует в форме диспозиций и может быть представлено на четырех уровнях (от нижнего к верхнему): национальные чувства, национальная психология, национальное самосознание, национальная идеология. Перемещение от нижнего уровня к верхнему сопровождается двумя изменениями: нарастанием доли когнитивных элементов и уменьшением (но не исчезновением!) доли аффективных элементов и только на уровне национальной идеологии возможно теоретическое отражение действительности, тогда как предшествующие уровни связаны с обыденным сознанием.
Набор поведенческих матриц индивида как представителя этноса определяется этническими диспозициями всех четырех уровней. Глубина и размах межэтнических конфликтов на межличностном уровне зависят от характера коммуникативного поведения партнеров. Обращение к партнеру в межэтническом общении должно исключать пересекающиеся коммуникации - следствие общения с разных уровней этнических диспозиций. Этнопсихологическая маргинальность, существующая в формах объективной этнопсихологической маргинальности и этнопсихологической двойственности, может обострять переживания этнического как ценности и выступать фактором дестабилизации межэтнических отношений.
Анализ критериев отбора кандидатов для обучения
предпринимательству
При отборе кандидатов для обучения предпринимательскому делу на наших курсах «Успех» анализируются следующие характеристики личности, а также проводится работа, позволяющая уменьшить имеющиеся ограничения, если таковые выявятся. ...
Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т.Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительнос ...
По одежке встречают
Во время собеседования с претендентом можно задавать любые незначимые вопросы в зависимости от ситуации. Одно из назначений такой беседы – отвлечь внимание кандидата от того, что менеджер рассматривает его. Внешний вид важен для оценки. По фасону, цвету и состоянию костюма многое можно сказать о социальном статусе, взглядах и чертах хар ...