2. Упражнение "Замороженный"
Цель: совершенствование навыков эмоционального контакта. Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль "замороженного", а второй – "реаниматор". По сигналу ведущего "замороженный" застывает в неподвижности. В течение одной минуты "реаниматор" должен оживить его, при этом он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к замороженному со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики, пантомимы. Критерий "размораживания" - изменение в выражении лица, улыбка или смех "замороженного".
3. Упражнение "Как быть толерантным в общении".
Необходимое время: 20 минут. Цель: обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, понимание "самого себя". Процедура проведения. Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то дает сдачи, кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается достойно выйти из ситуации.
Алгоритм достойного выхода из сложной ситуации: Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая не устраивает. Выразить чувства, возникшие в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе. Сказать человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий тебя. Сказать, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение.
Рефлексия: участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации оказался наиболее удачным и почему.
4. Упражнение "Я-высказывания / Ты-высказывания" (продолжением и закреплением предыдущего)
Необходимое время: 10 минут. Цель: Научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие, как недовольство. Обида, огорчение и пр.; сделать общение более непосредственным и свободным. Процедура проведения. Ведущий объясняет разницу между Я-высказываниями и Ты-высказываниями. Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я-высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства ("Я очень беспокоюсь, если ты приходишь домой поздно"). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Ведущий просит составить Я-высказывания, для предложенных ситуаций: 1. Твой друг (подруга) попросил(ла) у тебя одежду и порвал(ла) ее.2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную у соседа.5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(ла) его пол часа, а он так и не пришел.6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.
Анализ рисунка
На основании анализа записей и самого рисунка было установлено, что:
-30% детей нарисовали больше, чем рассказали при описании работ. Эти дети выделили наиболее важные образы, те, что произвели на них большее впечатление.
-30% детей точно рассказали то, что они нарисовали.
-40% детей рассказали о рисунке больше, чем они нарисовали. ...
Женщины и энергопоглотители
Неудача происходит чаще от недостатка энергии, чем от недостатка капитала. (А. Уэбстер)
Работа руководителя очень трудное и ответственное занятие. Иногда бывает, что женщина-руководитель в конце рабочего дня еле плетется домой. Никакого времени, желания и сил у нее не остается на личную жизнь. Вот почему должность руководителя не привл ...
Метод изучения личности. Детский вариант личностного теста Р. Кеттела
Специальных методов изучения личности и межличностных отношений младших школьников не так уж много, во всяком случае гораздо меньше, чем аналогичных психодиагностических методов для взрослых, подростков и юношей. Однако потребность в точной личностной и коммуникативной диагностике детей этого возраста не меньше, чем в диагностике более ...