Переживание фрустрации в юношеском возрасте
Страница 2

Психология » Особенности фрустрации в юношеском возрасте » Переживание фрустрации в юношеском возрасте

В данном случае знания о протекании юношеского возраста оказываются особенно значимыми. Потребность в камерном, глубоко личностном общении, на фоне которого разворачиваются все процессы взросления, созревания, психического развития на столько высока, что юноши общаются по 7-9 часов в день, в основном со своими друзьями, старшими и младшими. В режиме диалога протекает и обучение в юношеском возрасте. Это знают все учителя старших классов. Невозможно требовать от молодого человека простого заучивания материала и пересказа его, так как каждый в этом возрасте имеет свое мнение.

Отсутствие достаточного опыта в общении, максимализм часто порождают резкие и конфликтные формы в общении, когда молодые люди реагируют друг на друга резко и грубо, когда объявляются «бойкоты», являющиеся ни чем иным, как фрустрацией ведущей потребности в общении. Лишенный общения со значимыми людьми молодой человек может переживать поистине огромную трагедию, становиться озлобленным и замкнутым, агрессивным, саркастичным, обидчивым, эмоционально несдержанным. Это отражается на других людях, в частности на членах его семьи, на родителях.

Особую проблему составляют отношения дружбы и любви, являющиеся суперзначимыми для людей юношеского возраста.

Для юноши или девушки любовь – это, чаще всего, незнакомое чувство. Они пока не знают, как она приходит, и как уходит. Появление предмета любви – высоко значимое событие в жизни молодого человека, вызывающее «бурю» эмоций, напряженные переживания. «Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом»[6].

«Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к другому, каким он фактически является, побуждая не столько выбирать любимого, сколько придумывать его»[7]. Подлинная интимность отношений в юности, то есть совмещение жизненных целей и перспектив влюбленных при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока его нет, юноша часто мечется между желанием полностью слиться с другим человеком и страхом потерять себя в этом слиянии. Само по себе сильное чувство может стать источником фрустрации, вызывать страх, а также прочие фрустрационные реакции.

Зачастую юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмо­ционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в са­мораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Подобное нелегко переносить и взрослому человеку, не говоря уже о юношах, с хрупким, еще не устоявшимся внутренним миром. Э.Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи»[8].

Несмотря на демократизацию и упрощение взаимоотношений между юношами и девушками, они вовсе не так элементарны, как кажется некоторым взрослым. «Современный ритуал ухаживания проще традиционного, зато он нигде не кодифицирован. Это создает нормативную неопределенность. Характерно, что большая часть вопросов, задаваемых подростками и юношами, касается не столько психофизиологии половой жизни, всей сложности которой они еще не осознают, сколько ее нормативной стороны: как надо вести себя в ситуации ухаживания, во время свидания, когда можно целоваться и т.д»[9]. Озабоченность ритуальной стороной дела иногда настолько сильна, что молодые люди зачастую глухи к переживаниям друг друга, даже собственные их чувства отступают перед вопросом, «правильно» ли они поступают с точки зрения норм своей половозрастной группы. Ухаживание - игра по правилам, которые, с одной стороны, весьма жестки, а с другой - довольно неопределенны. «Непопадание» в эти правила, вызывает неприятные эмоции, переживания, стресс. В силу того, что молодой человек придает ритуалам гипертрофированное значение, переживания эти могут быть особенно глубоки.

Страницы: 1 2 3


Фрустрация
Фрустрация – «психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели» [11; 381]. Защитные реакции при фрустрации связаны с появлением агрессивности, уходом от трудной ситуации (в том числе переносом действий в воображаемый план), снижением сложности поведения (иногда до уровня глуб ...

Трансактный анализ
В теории Э. Берна нет четкого определения и понимания сущности наркомании. В соответствии с его теорией нормальное развитие личности происходит, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Это люди с хорошими границам Я, у которых могут быть серьезные внутренние конфликты, но которые способны сбаланс ...

Принцип "всегда есть главарь"
Чем выше взбираешься по иерархической лестнице, тем более скользкими становятся ее ступени Поскольку мужчинам на работе, как правило, важно обладать властью, особое значение приобретает собственное позиционирование в системе власти. Поэтому второе из десяти важнейших мужских правил игры на работе звучит: "Всегда есть главарь" ...