Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования
Страница 1

Психология » Личностные особенности психосоматических больных » Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных. Организация и методики исследования

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе городской поликлиники №197 г. Москвы.

Объект исследования –

психосоматические больные районной поликлиники.

Предмет исследования

– личностные особенности психосоматических больных.

Цель исследования

– изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики.

3. Провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных.

4. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза исследования

пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии.

В эксперименте участвовали 40 человек в возрасте 25–55 лет. Экспериментальную группу составили 20 чел., из них 5 мужчин и 5 женщин с установленным и подтвержденным диагнозом артериальной гипертензии, и 5 мужчин и 5 женщин с установленным диагнозом язвенная болезнь желудка. Контрольную группу составили 20 человек, из них 10 мужчин и 10 женщин, практически здоровый контингент.

Все пациенты из экспериментальной группы находятся на диспансерном учете по заболеваниям (гипертоническая болезнь и язвенная болезнь желудка) и проходят амбулаторное лечение в поликлинике у врача-терапевта. Пациенты контрольной группы с нормой здоровья проходили диспансеризацию от предприятий по месту жительства.

Все пациенты охотно входили в контакт и доброжелательно и с интересом относились к процедуре проведения тестирования.

Критериями исключения из группы являлись любые клинически значимые изменения: некомпенсированные заболевания почек, печени, сердечнососудистой и дыхательной системы и другие серьезные прогрессирующие соматические заболевания, органические поражения ЦНС, любая клинически значимая патология, выявляемая во время обследования.

Эмпирическое исследование проводилось в трех выборках.

Первая выборка – гипертонические больные, вторая выборка – больные с заболеваниями желудка, третья выборка – практически здоровый контингент (контрольная группа).

Для исследования личностных особенностей психосоматических больных были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера;

2. ТАСТ (тест акцентуаций свойств темперамента).

Модифицированный восьмицветовой тест Люшера

.

Цветовой тест Люшера – психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые

черты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых. Макс Люшер выяснил, что восприятие цвета объективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветов субъективны. Это отличие позволяет измерять субъективные состояния при помощи тестовых цветов.

Процедура проведения теста.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Процессуальный этап условий формирования социально – психологического типа личности.
Этот этап предполагает организацию и управление педагогическим процессом, который требует от педагога установления дисциплины и рабочей обстановки на занятиях. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максима ...

Проведение психологической диагностики отношений управления
Знание теории вопроса психологии управления несомненно важно для управленца. Но не менее важным является и знание «другой стороны медали» - практических вопросов психологии управления. Руководителю необходимо знать и практически уметь применять основные методы психологической диагностики, психологического воздействия, психологической к ...

Социальные факторы. Семья
Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие патологические явления, источником которых в большин ...