Социальные факторы. Семья

Когда дети проявляют неуважение к людям, несоблюдение моральных норм, то надо прежде всего говорить о нарушении системы ценностей в их семье. К тяжёлым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, тунеядство, наркоманию, токсикоманию, алкоголизм и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружающая ребёнка в семье.

Семья как малая социальная группа является наилучшей воспитательной средой. Этому способствует:

· состав семьи, её способность к постоянному непосредственному контакту «лицом к лицу» всех членов семьи;

· руководство, находящееся в руках супружеской пары, объединённой узами любви и дружбы, представляющие для детей личностные образцы для подражания;

· сплочённость семьи, единство её целей;

· сильные взаимные эмоциональные связи между всеми членами семьи;

· удовлетворение основных потребностей благодаря товарищеским отношениям, признанию свободы и уважения прав каждого члена семьи.

Однако некоторые факторы, связанные с составом семьи, состоянием её внутренних взаимоотношений или воспитательно-неверным позициям родителей, могут вызывать снижение воспитательной способности семьи. Эти факторы могут приводить к нарушениям в поведении детей и даже к отрицательным явлениям в формировании их личности.

В выполнении воспитательной функции по отношению к детям главную роль играет супружеская пара - отец и мать. Атмосфера напряжённости и конфликтных семейных ситуаций действуют на ребёнка резко отрицательно. Дом перестаёт быть для него опорой, он теряет чувство безопасности, исчезает тот источник, которым была для него семья, когда в ней царила эмоциональная связь родителей, когда они и мир их ценностей были примером для подражания. Нарушение такой стабильной семейной системы может привести ребёнка, особенно в подростковом и юношеском возрасте, к поискам опоры вне дома. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения.

Разногласие и отсутствие любви между отцом и матерью весьма тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению. Чем длительнее по времени разногласия в семье, тем сильнее их отрицательное влияние на ребёнка.


Характеристика периода новорожденности. Кризис рождения. Комплекс оживления
Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного, растительного существования в относительной постоянной среде (организм матери) он вдруг переходит в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным количеством часто сменяющихся раздражителей, тот мир, где ему предстоит из беспомощного существа вырасти ...

Экспресс-анализ самооценки с помощью моторной пробы
Методика удобна быстротой проведения и обработки результатов. Оборудование: секундомер, подготовленные карты для испытуемого (4 штуки). При проведении методики использовалась следующая инструкция: "Посмотрите внимательно на эту карту (карту испытуемого). Нужно будет в течение 10 секунд поставить крестики "+" в максимально ...

Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка.
Подготовительный этап условий формирования социально – психологического типа личности. На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частны ...