Проблемы эмпатии в социальной психологии. Понятие эмпатии
Страница 3

Психология » Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы » Проблемы эмпатии в социальной психологии. Понятие эмпатии

Входя в образ, желательно сохранять спобность в нужное время выйти из него. Иначе может произойти непредвиденное сумасшествие. Как показал Фрейд, регулирующие функции разума могут быть приведены в хаотичное состояние актами подавления, т.е. неискренностью индивидуума с самим собой. Возникающие в подсознании инстинктивные побуждения Фрейд выразительно сравнил с бурлящим котлом темного подсознания, где возникают самые разнообразные инстинктивные порывы, аппетиты и желания. Именно в этой адской кастрюле зарождаются фантастические видения, претворяющиеся затем в великие произведения искусства и творческие замыслы. Здесь мы имеем дело с внутренними стремлениями, живительными, как артезианская струя, что поднимается из глубин и наполняет нашу жизнь смыслом и творчеством. Будучи иррациональными, они, как дикие звери, противятся дрессуре. Людей пугает власть бессознательных страстей. Они ощущают опасность, скрытую в тайных побуждениях, которые заставляют их любить и ненавидеть, добиваться сексуального обладания и насиловать, воевать и убивать, исполняться честолюбивым стремлением покорить мир и вознестись над людьми. Мы осознаем, что скрытые в таких страстях тенденции разрушительны как для окружающих, так и для нас самих. Люди предусмотрительно опасаются своих инстинктов, в которых угадывают возможность творить не только добро, но и зло.

По утверждению Юнга, каждый из нас несет в себе свою форму жизни, ту неподдающуюся определению форму, которую невозможно вытеснить другой. Эта форма жизни, истинное «Я», охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания. Отыскать самого себя можно, только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. В функциональном плане мы представляем себе подсознание как огромный доисторический склад, хранящий разнообразное психическое содержимое. Может быть, это даже не склад, а скорее биологическая машина – джинн-динозавр, воспроизводящий желания и побуждения, направленные сознанием. «Великие решения, как правило, скорее связаны с инстинктами и другими загадочными факторами подсознаниями, чем с сознательной волей и осознанной целесообразностью», - заключает Юнг.

Чем глубже мы проникаем в подсознание, тем больше мы обнаруживаем материала, общего для всех индивидуумов. Для этих более глубоких корней Юнг придумал удачное определение «коллективное подсознание» - знания, общие для всех представителей нашей культуры, национальности, расы. Еще глубже располагается опыт, выборочно усвоенный представителями западного и восточного миров. Наконец, в индивидуальном подсознании есть определенные структуры, общие для всего человечества. Юнг называет их «архетипами», или «изначальными образами». Это мыслительные структуры, которыми люди владеют в силу того, что они просто человеческие существа. Архетипы имеют отношение к структурной основе разума. Здесь следует искать объяснение тому, что мифология разных народов, рас и исторических периодов имеет много общего [2].

Откуда берется коллективное подсознание? Наследуется или впитывается с национальной культурой? Юнг дает четкий ответ: «Под коллективным подсознанием мы понимаем определенный психический вклад, созданный механизмом наследственности». С этой точки зрения нельзя отрицать, что основополагающий опыт, выраженный в детском мифотворчестве, является чем-то более глубинным и гармоничным, чем опыт приобретенный, что дает индивидууму образование. Великая поэзия, искусство, философия и религия берут свое начало в коллективном подсознании человечества. Классическое произведение литературы или искусства – это выражение психических образов, общих для всех отдельных представителей человечества. В этой связи понятие «совесть» следует толковать гораздо шире, чем то, чему нас учат родители, чем просто целостность общества. Оно берет начало в глубинах и таинственных истоках нашего бытия. Короче говоря, коллективное подсознание отдельного индивида уходит корнями в созидающую структуру Вселенной, т.е. в бесконечность [2].

Альфред Адлер отмечал, что для невротика особенно характерна неспособность устанавливать связи с людьми и окружающим миром. Он утверждал, что нельзя сохранить душевное здоровье, отгораживаясь от своей социальной группы, поскольку сама структура личности зависит от общества. Это переплетение взаимозависимостей включает теоретически каждого живущего или когда-либо жившего индивидуума. Адлер называет эту взаимозависимость «любовью и логикой, которые связывают нас всех в одно целое». Предельная целостность человеческой личности не только невозможна, но и нежелательна. Полное устранение конфликтов приведет к застою. Нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные[4].

Страницы: 1 2 3 4


Новообразования дошкольного возраста
В раннем возрасте главной психической функцией является восприятие. Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой – память. Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные про ...

Задача№1
Индивид (от лат. — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная о ...

Значение игры для развития психики дошкольника
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) дея ...