Проблемы эмпатии в социальной психологии. Понятие эмпатии
Страница 4

Психология » Особенности проявления эмпатии у педагогов коррекционной школы » Проблемы эмпатии в социальной психологии. Понятие эмпатии

Тенденция к упрощению проявляется и при обсуждении проблемы чувства вины. Некоторые психотерапевты стараются полностью стереть чувство вины, считая его симптомом заболевания, и упрекают религию за то, что у многих людей чувство вины приобретает патологическую форму. Можно согласиться с ними в том, что чрезмерное чувство вины часто связано с неврозом, а незрелое религиозное чувство слишком часто порождает в его носителях болезненное чувство вины. Однако стоит ли полностью освобождаться от чувства вины? Зачастую такое чувство являет обратную сторону духовного начала в человеке и может быть здоровым и конструктивным. Чувство вины – это осознание разницы между тем, какова реальность на самом деле, и тем, какой она представляется в нашем воображении. Если для нас мир не более чем иллюзия, прежде всего, следует наводить порядок в собственной голове, а не пытаться исправить мир. Внутренняя напряженность личности необходима для работы духовного начала.

Возвращаясь к учению об эмпатии, можно подчеркнуть, что именно неспособность одного человека понять другого становится камнем преткновения на пути познания истины. Эмпатия – чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и несколько загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эмпатия составляет ключевой момент в работе психотерапевтов, преподавателей, священнослужителей и представителей других профессий, имеющих главным содержанием воздействия людей [8].

Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывания в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществлять только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят [25].

Страницы: 1 2 3 4 


Пути разрешения конфликтов.
Вопрос заключается в том, как разрешать конфликты. Имеется три типа установок или подходов к урегулированию конфликта: - одна из сторон (или все стороны) стремится одержать победу (односторонние действия); - участник (участники) конфликта игнорирует его наличие и бездействует (односторонние действия); - с помощью третьей стороны или ...

“Найди пару”
Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Инструкция: каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Пет ...

Правила и методические рекомендации по проведению психологических игр. Атрибуты и значение психологических игр
Игра создает новую модель мира, приемлемую для ее участников. В рамках этой модели задается новая воображаемая ситуация, изменяются семантические смыслы предметов и действий, часто спрессовывается время, до краев наполняясь интеллектуальными и эмоциональными событиями. Чтобы возник и начал жить новый игровой мир, должны совпасть вектор ...