До начала работы по стандартизации СМОЛ была уточнена инструкция к этому тесту. За основу была взята инструкция к русскому варианту MMPI, предложенному Ф.Б. Березиным и М.П. Мирошниковым [2]. Эта инструкция подверглась сокращению и некоторой модификации.
Для проведения стандартизации СМОЛ прежде всего был определен минимальный объем выборки испытуемых по формуле:
n= t2s 2
D 2
в которой t принята за 2 (при вероятности ошибки, равной 5%), D - за 1 (точность в 1 балл первичного результата), а величина s (среденквадратичного отклонения) по предварительным исследованиям определена в 3,5 балла первичного результата. При этом объем выборки не превышает 50 человек. Однако по уточненным данным среднеквадратичные отклонения составили даже меньшую величину (табл.3).
Таблица 3
Стандарт СМОЛ
Пол |
Статис-тичес-кий по-казатель |
Воз-раст |
Шкала СМОЛ | ||||||||||
L |
F |
K |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
9 | |||
Муж-чины |
М |
40,5 |
1,48 |
3,10 |
7,68 |
7,24 |
7,02 |
9,73 |
10,39 |
4,03 |
13,57 |
13,68 |
6,23 |
s |
15,85 |
1,23 |
2,30 |
3,42 |
3,00 |
2,68 |
2,91 |
2,13 |
1,74 |
2,51 |
2,83 |
1,55 | |
Жен-щины |
М |
39,3 |
1,51 |
2,64 |
7,72 |
8,47 |
7,96 |
11,53 |
9,76 |
4,77 |
14,48 |
13,52 |
6,35 |
s |
14,89 |
1,19 |
1,71 |
2,64 |
2,92 |
3,00 |
3,38 |
1,90 |
2,00 |
2,27 |
2,80 |
1,91 |
Понятие и модели эмоционального интеллекта
Первоначально понятие "эмоциональный интеллект" было связано с социальным интеллектом. Оно появилось именно в контексте разработки проблематики социального интеллекта такими исследователями, как Дж. Гилфорд, X. Гарднер и Г. Айзенк. Можно согласиться с мнением Д.В. Ушакова, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с соци ...
Установка эмоционального контакта
Первый шаг в работе с аутичным ребенком – установлении с ним эмоционального контакта. Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддерживает в нем ощущение радости жизни, надежности, безопасности, побуждает к активному освоению окружа ...
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформ ...