В теории воспитания дискутируется вопрос о возможности применения наказаний, в частности, в воспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок характеризуется пластичностью нервной системы, впечатлительностью. И если родители и воспитатели прибегают к такому средству, то оно должно быть мотивируемым, не унижать достоинства ребенка, соответствовать содержанию вины (например, запрещение на определенное время играть игрушкой, относительно которой ребенок не обнаруживал бережливость и тому подобное). Недопустимыми являются физические наказания и запугивание ребенка. Эффективным воспитательным методом относительно детей, которые нарушают дисциплину, являются назначения их "ответственными" за порядок в группе, которая удостоверяет доверие педагога к ним, оказывает значительное авансирующее влияние.
Высшим проявлением сознательной дисциплинированности ребенка дошкольного возраста является ответственное поведение — самостоятельное установление и выполнение требований, норм поведения и деятельности. Воспитанию ответственного поведения способствуют:
— пример взрослого (соблюдения обещанного);
— наставление детей в позитивных поступках с целью создания эмоционального опережения ситуации безответственного поведения;
— использование эффекта собственного удовлетворения в результате ответственного выполнения порученного дела или самостоятельно определенной обязанности;
— использование шутливой формы разъяснения детям правил поведения ("правила наоборот");
— педагогическая оценка, которая может быть предупредительной, сопровождающей, итоговой, серьезной, шутливой, но непременно — справедливой, мотивируемой и поощрительной к улучшению поведения.
Большое значение в моральном воспитании имеет формирование у детей культуры поведения.
Культура поведения — совокупность полезных, стойких форм ежедневного поведения в быту, общении, разных видах деятельности.
Нормы, которые должны стать привычными формами культуры поведения ребенка, имеют в своей основе такие моральные ценности, как гуманность, милосердие, доброжелательность, трудолюбие, правдивость, честность. С ранних лет необходимо воспитывать уважение ребенка к народному этикету: здороваться, помогать тем, кто в этом нуждается, посещать больного, начинать день хорошим делом и др.
Содержание культуры поведения дошкольников охватывает:
— культурно гигиенические навыки (аккуратность, опрятность тела, прически, одежды, обувь, культура употребления еды, поведения за столом);
— культура деятельности (умение держать в порядке место для работы, игр, учебы, привычка доводить до конца начатое дело, бережливое отношение к вещам, игрушкам, книг но др.);
— культура общения (соблюдение норм и правил общения со взрослыми и ровесниками на основе доброжелательности, уважения, вежливое поведение в общественных местах и тому подобное).
Ребенок должен осознавать, что соблюдение правил поведения является необходимым условием его признания в обществе взрослых и ровесников, собственного самоутверждения (быть красивым, опрятным, здоровым). Тягу детей к красоте и гармонии необходимо использовать для формирования единства их внешней и внутренней культуры.
Воспитание культуры поведения невозможно без правильно организованного режима занятий, игр, художественной деятельности, развития познавательных интересов детей, их стремления к общению. Важно при этом наладить совместную работу детского сада и семьи, обеспечить единство их требований к культуре поведения детей. Закрепление форм поведения, превращения их на привычку и потребность происходит на основе позитивного эмоционального отношения к соответствующим действиям, а также к взрослому, который убеждает в их целесообразности. Чувствуя доверие к взрослому, видя в нем пример уравновешенности, вежливости, справедливого отношения к людям, ребенок осознает значимость такого поведения и стремится подражать ей.
Признаки уверенности и неуверенности.
Нужно попробовать вести себя в ситуации так, как ведут себя уверенные люди. Вот как описывают неуверенность авторы книги «Читать человека - как книгу» Дж.Ниренберг и Г.Калеро: «мы наблюдали это состояние много раз у тех, кому впервые в жизни приходилось сниматься на видео. Типичный для них жест - переплетенные пальцы рук, при этом больш ...
Виды и причины клептомании
Существует несколько типов или видов клептомании. В зависимости от причины, её вызывающей. Эта же причина и обуславливает терапию этого расстройства. Итак, клептомания или насильственная кража может быть вследствие:
1. Сексуальной перверсии. В этом случае сам процесс кражи воспринимается наполненным чувством удовлетворения и может увел ...
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи
эмоционального интеллекта и тревоги. Понятие эмоций в психологических исследованиях
Психология эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия.
Довольно странно, что такая актуальная тема больше века оставалась в тени развития. Исследователи человеческой природы еще до появления научных данных, понимали важность эмоций для самосознания человека и его социальных отношений. Однако психология игнорировала эмоции фа ...