Волевое качество решительность характеризуется как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь. В. В. Богославский характеризует решительность как волевое качество личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели и способов ее достижения
Существует немало трактовок волевого качества выдержки. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Мы в своем понимании данного качества воли согласны с Е. П. Ильиным, который понимает выдержку как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость и т.п.
Следует отметить, что личностное развитие старшего дошкольника зависит от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.
Развитие волевых качеств личности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью старшего дошкольника, является общая недостаточность воли.
Самосознание, как фактор психического развития и
личностного становления ребенка. Самосознание и его место в психической жизни
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева (3), Л.И. Божович (6), А.Н. Леонтьева (16), С.Л. Рубинштейна (26), И.И. Чесноковой (38), В.В. Столина (34), А.Г. Спиркина (32) в общетеоретическом и методологиче ...
Результаты и выводы
По полученным данным мы рассчитали коэффициенты наблюдательности для каждого испытуемого. В отдельной колонке мы указали уровень наблюдательности, который обнаружил испытуемый. Результаты отражены в Таблице 2.2. Коэффициенты наблюдательности.
Таблица 2.2.
Коэффициенты наблюдательности
№ п/п
Коэффициент наблюдательности
Урове ...
Явления и определение внимания
Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает ли ...








