Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Страница 5

Психология » Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

В психологии бытует мысль, что дети очень чувствительны к внешним проявлениям человеком настоящего отношения к тому, о чем он сообщает, а также к человеку, с которым общается. Они способны быстро овладеть "языком чувств", который является составляющей культуры общения. Она помогает понимать других и выражать себя, заинтересовывать, вызывать приязненное отношение к себе, предотвращать алекситимии (неспособности говорить о своих чувствах). Примером в этом для детей должна стать коммуникативная культура педагога, которой свойственны лексическое и эмоциональное богатство, утонченность и выразительность мимики и жестов, искренняя заинтересованность собеседником, отсутствие явной и скрытой агрессивности или безразличного отношения. Не менее важно, чтобы к такой культуре общения ребенок имел возможность приобщаться в семье. Поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изображающей деятельности детей и родителей и тому подобное.

Связь задания с потребностями и интересами дошкольников

. Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку "надо" еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности, сделать его значимым для них.

Обозримость дошкольником цели, разрешимость задачи

для старшего дошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания.

Открытость целей

в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании деятельности дошкольника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения.

Сложность задания должна быть оптимальной.

Слишком легкие задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания ("все равно не сделать"). Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

Наличие инструкции о способах выполнения задания.

Педагог должен рассказать учащимся, как, в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

Необходимо демонстрировать детям их продвижения к цели. Педагог должен так организовать деятельность старшего дошкольника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Представляется целесообразным дать общие характеристики основным волевым качествам личности, которые начинают формироваться в период старшего дошкольного возраста.

Упорство и настойчивость. Данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Мы также будем рассматривать эти понятия как синонимы. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Социальная природа ролевой игры дошкольника
Согласно взглядам большинства зарубежных психологов детская игра – это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых детского мира. Так, с позиции психоанализа, детская игра является одним из механизмов выхода запрещенных влечений. Примитивная детская игра и высшие проявления человеческого духа (наука, культура, искусство) – ...

Когнитивная теория личности
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развит ...

Представления о взаимодействии и функциях конфликта в генетической психологии
Генетическая теория Ж. Пиаже весьма близко подходит к описанию конфликтных механизмов развития, но не описывает их прямо, т.е. не представляет как собственно конфликтные. Эти два обстоятельства, как нам кажется, являются существенными. Первое обстоятельство связано с методом исследования, введенным Пиаже во время работы в Институте Ж.&# ...