Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста
Страница 5

Психология » Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы изучаемой проблемы. Волевые качества личности старшего дошкольного возраста

В психологии бытует мысль, что дети очень чувствительны к внешним проявлениям человеком настоящего отношения к тому, о чем он сообщает, а также к человеку, с которым общается. Они способны быстро овладеть "языком чувств", который является составляющей культуры общения. Она помогает понимать других и выражать себя, заинтересовывать, вызывать приязненное отношение к себе, предотвращать алекситимии (неспособности говорить о своих чувствах). Примером в этом для детей должна стать коммуникативная культура педагога, которой свойственны лексическое и эмоциональное богатство, утонченность и выразительность мимики и жестов, искренняя заинтересованность собеседником, отсутствие явной и скрытой агрессивности или безразличного отношения. Не менее важно, чтобы к такой культуре общения ребенок имел возможность приобщаться в семье. Поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изображающей деятельности детей и родителей и тому подобное.

Связь задания с потребностями и интересами дошкольников

. Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку "надо" еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности, сделать его значимым для них.

Обозримость дошкольником цели, разрешимость задачи

для старшего дошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания.

Открытость целей

в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании деятельности дошкольника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения.

Сложность задания должна быть оптимальной.

Слишком легкие задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания ("все равно не сделать"). Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

Наличие инструкции о способах выполнения задания.

Педагог должен рассказать учащимся, как, в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

Необходимо демонстрировать детям их продвижения к цели. Педагог должен так организовать деятельность старшего дошкольника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное - осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Представляется целесообразным дать общие характеристики основным волевым качествам личности, которые начинают формироваться в период старшего дошкольного возраста.

Упорство и настойчивость. Данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Мы также будем рассматривать эти понятия как синонимы. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тестирование и требования к нему. Классификация тестов
1) Тестирование – метод психологической деятельности, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, ли ...

Критика предшествовавших исследований
Отличительной особенностью данного исследование является критика используемых ранее методов и попытка поиска лучшей модели исследования. Так, авторы утверждают, что прошлые исследования опирались на модели с существенными минусами: возможность анализа структуры только дисперсий и ковариаций исследуемых параметров; наличие необоснованных ...

Традиционная структура психологии этноса
В структуре этнической психологии традиционно выделяют статические (долговременные) и динамические (кратковременные) компоненты. Когда психические явления, сложившиеся в процессе исторического развития этноса, долгое время сохраняются и закрепляются в психологических особенностях отдельных людей, они относятся к статическим, устойчивым ...